Как можно начать сказку для взрослых. Сказкотерапия для детей и взрослых как метод психологической коррекции
Сказки для взрослых.
В любом возрасте мы любим сказки за их теплоту и душевность. И все мы любим иносказательные сказки, именуемые притчами - они одновременно поучают и развлекают. Они полны мудрости и вдохновения. А этих вещей, как мы знаем, много не бывает.
Притча о том, как научить детей быть счастливыми.
Однажды шел по дороге старый мудрый человек, разглядывал природу и любовался весенними яркими красками. Тут он увидел мужчину, который нес на плечах необъятно огромный груз. Было заметно, как у него от такой тяжести подкашиваются ноги.
Почему ты обрекаешь себя на такой тяжкий труд и страдания? – спросил старик.
Я страдаю для того, чтобы мои внуки и дети были счастливыми, - ответил бедолага. - Мой прадед обрекал себя на тяжкий труд ради деда, дед - ради отца, отец - ради меня, а я буду страдать ради счастья моих детей.
А кто-то в вашей семье был счастливым? - поинтересовался мудрый собеседник.
Пока ещё нет, но дети и внуки наверняка станут счастливыми! - мечтательно воскликнул мужчина.
К сожалению, неграмотный не может научить читать, а крот никогда не воспитает орла! - вздохнул старый мудрый человек. - Сперва нужно научиться самому быть счастливым, только тогда ты сможешь научить детей счастью. Это и будет твой самый ценный подарок.
Притча о дереве.
О дно дерево очень страдало из-за того, что оно маленькое, кривое и уродливое. Все остальные деревья по соседству были намного выше и красивее. Дереву очень хотелось стать таким же, как они, чтобы его ветви красиво развевались на ветру.
Но дерево росло на склоне скалы. Его корни вцепились в небольшой кусочек почвы, скопившейся в расщелине между камнями. В его ветвях шумел ледяной ветер. Солнце его освещало лишь с утра, а после полудня скрывалось за скалой, даря свой свет другим деревьям, растущим ниже по склону. Дереву просто невозможно было вырасти больше, и оно проклинало свою несчастную судьбу.
Но однажды утром, когда его осветили первые лучи солнца, оно взглянуло на расстилавшуюся внизу долину и поняло, что жизнь не так уж и плоха. Перед ним открывался великолепный вид. Ни одно из деревьев, растущих ниже, не могло увидеть и десятой доли этой чудесной панорамы.
Выступ скалы защищал его от снега и льда. Без своего кривого ствола, узловатых и крепких сучьев дерево просто не смогло бы выжить в этом месте. Оно имело свой неповторимый стиль и занимало своё место. Оно было уникальным.
Притча о настоящей цене.
Один купец приобрел в Африке большой алмаз, величиной с голубиное яйцо. Но внутри камня была трещина. Ювелир, которому владелец камня показал алмаз, восхищённо покачал головой, и сказал:
Этот камень можно расколоть на две части, из которых получатся два великолепных бриллианта, каждый из которых будет во много раз дороже алмаза. Но неосторожный удар может разбить это чудо природы на горсть мельчайших камушков, которые будут стоить копейки. Я не берусь так рисковать.
Так же отзывались и другие. Но однажды ему посоветовали обратиться к старому ювелиру из Лондона, мастеру с золотыми руками. Тот рассмотрел камень и снова рассказал о рисках. Купец сказал, что эту историю он уже знает наизусть. Тогда ювелир согласился помочь, назвав хорошую цену за работу.
Когда купец согласился, ювелир вызвал своего молодого подмастерье. Паренек положил камень на ладонь и один раз ударил по алмазу молоточком, разбив его на две равные части. Потрясённый хозяин бриллианта спросил:
Как давно он у вас работает?
- Всего третий день. Он не знает настоящей цены этого камня, и поэтому его рука была твердой.
Мораль: Чем дольше мы размышляем над вопросом, тем сложнее принять решение.
Притча о взгляде на мир.
Недалеко от дороги росло небольшое кривое дерево. Однажды ночью мимо проходил вор. Он увидел вдалеке силуэт и подумал, что это стоит полицейский возле дороги, испугался и убежал.
Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил изящный силуэт и подумал, что его уже ждет любимая. Его сердце радостно забилось. Он улыбнулся и ускорил шаг.
Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком. Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что у дороги выглядывает привидение и громко расплакался.
Но... дерево всегда было только деревом.
Мир вокруг нас – это всего лишь отражение нас самих.
Как на нас влияют слова?
Беседуют два приятеля:
- Моя жена такая неопрятная и неаккуратная! Я ей все время об этом говорю, но с каждым годом все становится только хуже и хуже.
На что второй ему отвечает:
- А моя такая умница и замечательная хозяйка! И с каждым годом становится все лучше и лучше! Я ей тоже постоянно об этом говорю.
Философская сказка про обиду.
Обида, маленькая зверушка, с виду совсем безобидна. При правильном обращении никакого вреда не приносит. Если не пытаться её одомашнить, обида прекрасно живёт на воле и никого не трогает.
Но все попытки завладеть ею заканчиваются плачевно… Зверёк этот маленький и юркий, может случайно попасть в тело любого человека. Человек это сразу чувствует. Ему становится обидно.
Зверёк начинает кричать человеку: «Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Отпусти!» Но человеки давно разучились понимать язык животных. Есть такие, которые сразу отпускают обиду, пока она маленькая - это лучший способ распрощаться с ней.
Но есть такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют её своею и носятся с ней, как с писаной торбой. Постоянно думают о ней, заботятся, а ей всё равно не нравится в человеке.
Она крутится, ищет выход, но так как у нее зрение плохое, сама выход найти не может. Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже… Сжался весь, и ни за что не выпускает обиду.
А зверёк-то голодный, кушать хочется - вот и начинает потихоньку кушать, что найдет. И человек чувствует это. То там заболит, то здесь… Но не выпускает человек из себя обиду. Потому что привык к ней. А она кушает и растёт… Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и гложет. Так и говорят: «Обида гложет».
И в конце концов прирастает к чему-нибудь в теле человека и против своей воли становится его частью. Слабеет человек, хворать начинает, а обида внутри продолжает расти… И невдомёк человеку, что только и надо - взять и отпустить обиду! И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся...
Мораль: Обида - это состояние души. По сути, мы сами принимаем решение быть обиженными. И когда в очередной раз вы захотите обидеться, подумайте: так ли уж приятно жалеть себя? Хищник всегда чувствует слабого и нападает именно на него. Не зря в народе говорят: «На обиженных воду возят». Отпустите обиду, пусть себе бежит!
Еще больше всего самого интересного на сайте http://fit4brain.com/
Сказкотерапия для взрослых - это один из методов психологического воздействия на человека. Который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем.
Инструментом данного направления являются сказка. В которой можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны.
Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека. В сказке таиться огромный мир образов и метафор, которые находят пристанище в нашем теле и влияют на наши мысли.
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. С помощью таких историй, можно увидеть происходящее с другой стороны. Эти не однозначные сказки, глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, стимулирует процесс личностного роста.
Сказкотерапия для взрослых, предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.
Выделяют такие направления сказкотерапии:
- Решение жизненных задач. Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
- Передача опыта. Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
- Лечебно-психологическое направление. Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.
Сказкотерапия для взрослых - преимущество
Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией.
- Сглаживание барьеров между психологом и клиентом. Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу.
- Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем. Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в сказке клиента придуманной им самим.
- Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций. На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.
- Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов. Даже, если человек пытается скрыть от психолога беспокоящие его проблемы. Не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.
- Отображение внутреннего конфликта. Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.
Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.
Какие методы использовали психотерапевты вначале первых занятий?
Скажу сразу, что просто возвращали в детство. Так например, нарисовать свою сказку. Предлагали не торопится, в игре участвовало не более семи человек. Многие удивляли своим воображением, а кто то просто мучился не умея рисовать.
Кто то из специалистов все десять занятий заставляли просто рисовать или продолжать рисовать сказку которую он любил в девстве… Может быть, это не лучший вариант, но тоже работает.
Скорее это метод арт-терапии - творчество и рисование. В сказкотерапии больше делается упор в разрешении конфликта или стресса в данный период времени. Очень эффективнее в методике самоопределения является методика сказкотерапии «маска».
Присутствующим предлагается нарисовать лицо героя любимого на весь лист. Этот рисунок, не обязательно, должен быть похож на героя. Главное, это знать, что это тот самый герой. Когда закончили портрет, проделываем в глазках дырочки. Теперь надеваем эту маску на себя… в данный момент - эффект неожиданности.
Подсознательно, нам нравятся определенные герои. И мы хотим быть чем то похожими на них. Помню я тогда нарисовала себе «спящую царевну»… кто то даже Дракона рисовал, помню. Было забавно. Далее предлагалось походить по комнате с этой приложенной маской - пообщаться с другими героями - очень сильная вещь.
Из многих методик мне лично понравилась методика «самоопределение».
В основном, сказкатерапия для взрослых по душе для уставшего от реальности человек. И, который, не ожидающего какого либо эффекта от занятия. У него огромный груз проблем, а мы пришли тут его жизни учить - поэтому, сказкотерапия для взрослых, самый эффективный момент в первый день занятий - помогает расслабить и настроить испытуемого или клиента.
С детьми то проще, я поэтому с ними и работала. А сказеотерапия для взрослых - они хотят понять что же в их жизни пошло не так. Разве рождается человек который будет мечтать о том, что будет жить в одиночестве, у него нет друзей, коллеги не понимают и семьи как таковой нет.
Время от времени, некоторые люди хотят побыть в одиночестве. Человек, как социальный адепт, долго один не может быть.
Материалы по теме:
Материализация мыслей и желаний: 3 шага
Все чаще, мы слышим о том, что есть, материализация мыслей и желаний, да и не только говорят, многие люди применяют эти знания в своей...
Некоторые думают, что сказки и притчи предназначены в первую очередь для детей. Но почему? Именно притчи и сказки, кажущиеся на первый взгляд такими простыми, несут в себе настоящую мудрость. Нужно только прислушаться.
В этом блоге вы найдете замечательные притчи, которые легко отвечают на вопросы, на которые не могут ответить ни философия, ни наука, ни религия. Самое главное - не пытайтесь найти истину в словах этих притч, потому что слова только указывают на истину, но никогда ей не являются. А истина находится внутри Вас.
Притчи, собранные на этой странице, пришли к нам с Востока - там еще совсем недавно люди собирались в кофейнях, чайных или просто в кругу семьи специально для того, чтобы послушать рассказчиков. Так что, если вы никуда не спешите – устраивайтесь поудобней и читайте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приходит ученик к Учителю и говорит: "Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?"
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.
"Что изменилось?" - спросил он ученика.
"Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде", - ответил ученик.
"Нет, - сказал Учитель, - это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут".
"А кофе?" - спросил ученик.
"О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств. Они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации".
Предварительный просмотр:
Урок бабочки
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Предварительный просмотр:
Притча «Погоня за молоком»
Как несправедлива жизнь, - пожаловался ученик.
Почему ты так решил? - хитро усмехнулся учитель.
Я всегда покупаю молоко у одной торговки. Молоко всегда свежее, жирное и недорогое. Вчера утром, по дороге на базар, я задумался о чём-то, и моя кобыла свернула не в тот переулок. Пришлось потом долго выбираться. Глупая скотина упрямилась и не желала идти быстрее. Я переживал, что опоздаю, поэтому пришлось спешиться и бежать самому. И конечно, молоко уже раскупили. Но я хотел именно это молоко и товар других торговок меня не привлекал, поэтому я побежал вслед за господином, купившим последнюю крынку, и перекупил у него молоко втридорога.
Твоё желание сбылось, и поэтому жизнь несправедлива? - удивился старик.
Молоко оказалось невкусным, вдобавок я всю ночь страдал желудком, - смущённо буркнул паренек.
Понятно, - рассмеялся учитель. - Ты получил то, что хотел, но остался недовольным результатом. И весь мир оказался виновен, хотя упорно отводил тебя от этой покупки. Извлеки урок и купи своей умной кобылке овса повкуснее.
Предварительный просмотр:
Притча «Найти выход»
В один прекрасный день мастер привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом.
Мастер подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.
Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял мастер.
Иди за мной, – сказал он.
Выйдя из лабиринта, даос, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он сказал:
Посмотри вниз!
С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони.
Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта? – спросил даос.
Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.
Найди его и хорошенько запомни, – сказал учитель.
Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.
Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.
![](https://i0.wp.com/blinova-sp.ru/wp-content/uploads/2018/05/magazin-mujey.jpg-700-400-Google-Chrome-640x320.jpg)
В городе N открылся Магазин мужей, где женщины могли выбрать и купить себе мужа. На входе висели правила посещения магазина:
![](https://i1.wp.com/blinova-sp.ru/wp-content/uploads/2018/03/relationship-and-love-addiction-640x320.jpg)
«Одна девушка встречалась с молодым человеком. Девушка очень любила этого парня, но он не разделял с ней ее любовь. Но они были вместе, он не покидал ее… из-за жалости.
![](https://i2.wp.com/blinova-sp.ru/wp-content/uploads/2018/02/O4PXYVLH.jpg)
Среди звездных просторов Вселенной путешествовали три планеты Женственность, Надменность и Грубость.
Метеориты кружили вокруг них, таинственными вспышками пытались притянуть к себе внимание. Осмелившись, шутливо преградили им путь и, приветливо улыбаясь, спросили:
,![](https://i0.wp.com/blinova-sp.ru/wp-content/uploads/2018/01/Kak-stat-zhenstvennoy-sostavlyayuschie-zhenstvennosti-i-pregradyi-na-puti-k-ney-640x320.jpg)
В прекрасном Эдемском саду даже воздух замер от восторга, наблюдая за работой ангелов, которые на волне торжественного вдохновения из самой качественной и податливой глины творили женщину.
![](https://i0.wp.com/blinova-sp.ru/wp-content/uploads/2018/01/hqdefault-480x320.jpg)
Она не любила Новый Год. Просто не любила. Впрочем,
как и остальные праздники. Но всё-таки, Новый Год
был особенным праздником: в эту ночь можно было
загадать желания, которые обязательно сбудутся.
![](https://i1.wp.com/blinova-sp.ru/wp-content/uploads/2017/12/minipojilpara-640x320.jpg)
Муж с женой прожили долгую счастливую жизнь в браке. Они делились друг с другом всеми своими секретами и переживаниями, но только одну вещь жена просила никогда не делать: не заглядывать в старую коробку из-под обуви, которую она держала на верхней полке своего шкафа.
![](https://i2.wp.com/blinova-sp.ru/wp-content/uploads/2017/12/2_3_9-600x320.jpg)
Приходит Ученик к Учителю и начинает жаловаться на свою тяжелую жизнь. Попросил совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!
Услышав о сказкотерапии большинство людей твердят, что они уже не дети и им это не нужно. Но сказки, как и мультфильмы, бывают разные. Сказкотерапия – это самостоятельное написание или обсуждение сказок других авторов с целью избавления от проблем. Сказкотерапия для взрослых отличается от детской только трудностями, и тревогами. Одна и та же сказка помогает разным людям найти в ней частичку своей проблемы, подставить своих действующих лиц и найти пути решения ситуации. Однако в каждом конкретном случае сказка должна быть подобной тем жизненным обстоятельствам, которые она призвана помочь решить.
Примеры сказкотерапии
Упражнение «Герои и антигерои». Имеет три части. Предназначено для лучшего понимания человеком самого себя и развитие способностей составлять сказки вместе с другими людьми. На выполнение данного упражнения отводится 1 час.
- Первая часть «Образ сказочного персонажа»
Нужно сесть в удобном положении и постараться не менять его несколько минут. Глаза при желании закрывают, хотя персонажи будут видны и при открытых глазах.
Представляют волшебную страну, в которой живут различные обитатели. В ней можно встретить любого из них. Затем в мыслях возникнет один из героев. Его не нужно звать с помощью сознания. Он должен прийти сам. В это время перед взором может появиться несколько персонажей. Они будут приходить и уходить, но самый главный останется. Далее можно сделать небольшую паузу, после чего нужно внимательно посмотреть на персонажа. Он подвижный или не двигается? Чем он занят? Какие чувства заметны в мимике его лица? Где он находится? Один ли он? После этого силой мысли прощаются с персонажем и если глаза были закрыты, открывают их.
Каждый участник делится с ведущим тем, что они увидели, кто был их героем. Иногда бывает, что увиденный персонаж был не совсем тем, кого ждали. Например, вместо Буратино можно увидеть лису Алису. Это впечатляет человека и у него возникают различные вопросы по поводу появившегося образа. Ведущий не должен комментировать ничего, только слушать рассказы каждого. Уточняют, какой тип чувств возник у человека в этот момент. У некоторых появляется радость, у других тревога. Все индивидуально.
- Вторая часть. «Формирование команд»
Участники повторяют названия персонажей, которые появились в их воображении. Среди всех названных образов, каждый участвующий выбирает героя, который как ему кажется наиболее похожий на того, кто возник в его подсознании. Персонажа не нужно называть, только выбрать в уме. Далее выбирают еще два образа, напоминающие собственного персонажа. Затем подходят к участнику, чей герой в мыслях оказался номером один. Если этот человек выбрал героя другого человека, тогда подходят к участвующему, чьи образы под номерами два и три. Таким методом формируются пары.
Каждой паре дают 5 минут, чтобы поговорить о своих героях. В это время особенно акцентируют внимание на их схожие черты. Делают краткое заключение об этом, и озвучивают перед всеми. Пары соединяются в четверки, по схожести заключений. Действия повторяют, формируя восьмерки.
При каждом следующем обсуждении, описание героев расширяется. Таким образом, можно сочинить уже целую сказку, которая будет носить название главного персонажа.
- Третья часть. «Сложение сказки»
На эту часть упражнения отводят 15-20 минут. После его истечения каждая восьмерка презентует свою сказку общей аудитории. Через 3 минуты после прослушивания другим командам нужно будет сделать иллюстрацию услышанного. Можно выбрать отрезок и через миг продемонстрировать «оживленное изображение».