Кто на самом деле петр 1. Лжецарь "Пётр Первый Романов" - он же Анатолий
Слово «тантра» у многих почему-то прочно ассоциируется с сексом, и более того, многие считают, что оно является лишь сокращением словосочетания «тантрический секс». Однако далеко не это составляет действительно примечательную особенность этого духовного направления. Гораздо интересней то, что тантра является сугубо элитным учением, особенно «заточенным» на власть.
Слово «тантра» у многих почему-то прочно ассоциируется с сексом, и более того, многие считают, что оно является лишь сокращением словосочетания «тантрический секс». В итоге, чуть ли не каждый специалист по данной теме, если начинает писать нечто популярное, вынужден начинать свой текст с разоблачения ошибочности такого уравнивания. Спору нет, тантризм, действительно, проникнут половой символикой и не только символикой. Однако далеко не это составляет его действительно примечательную особенность. Половая символика, мотив соития и оплодотворения свойственны всем культурам и ими в той или иной степени разрабатывались. То, что это особо разрабатывал тантризм - не столь интересно. Интересно совсем другое - тантра является сугубо элитным учением, особенным образом «заточенным» на власть.
Многие не ассоциируют йогу и духовные психотехники с властью. Кажется, будто все йогины просто медитируют в лесах и монастырях, только и заботясь о собственном просветлении. Однако на Востоке владение духовными практиками, обладание духовным опытом и власть - практически синонимы. И тут нет ничего удивительного.
Что всегда было нужно восточным правителям, которые были пресыщены сотнями, а то и тысячами наложниц, не говоря уже обо всем остальном? Что их вообще интересовало? Их интересовали две вещи: духовность как таковая и то, что поможет им в деле управления. И то и другое им давали мудрецы, а взамен эти мудрецы и те традиции, к которым они по определению принадлежали, получали контроль над умом того или иного императора, а то и целых поколений правителей. Власть же нужна была мудрецам и их традициям для реализации своих представлений об идеальном мироустройстве. При этом, надо отметить, что подобные представления об идеальном мироустройстве иногда могли быть и чудовищными.
На Западе философия существует как нечто вроде бы чисто светское и умственное (хотя на самом деле тут тоже большой вопрос). На Востоке же не существует никакой иной философии, кроме религиозной. Поэтому, восточный мудрец - это всегда духовный проводник и проповедник, держатель какой-то духовной традиции. Собственно, эти-то линии духовных традиций сложным образом и выясняли взаимоотношения как друг с другом, так и с властью, что составляло и составляет важнейшую часть политической истории.
Итак, тантра это не «тантрический секс», а в строгом смысле слова, вообще, просто определенный тип текстов. Есть сутры, а есть тантры. Однако тексты эти, разумеется, относятся к определенному духовно-философскому направлению, которое можно обобщенно назвать тантрой. Условно говоря, существует индуистская тантра и буддийская (ее обычно называют Ваджраяной). Почему условно? Вот, что пишет буддолог Евгений Торчинов в своей, ставшей классической, книге «Введение в буддологию»:
«Здесь уместно указать на одно существенное отличие буддийского тантризма от развивавшегося параллельно с ним индуистского (шиваистского) тантризма. В буддизме женское начало - праджня, то есть премудрость, интуирование реальности как она есть и понимание природы сансары как пустых, по сути, состояний сознания; праджня пассивна. В шиваизме женское начало - шакти, то есть сила, энергия, единение с которой приобщает к миросозидающей мощи Бога; шакти по определению активна. Буддо-индуистская конвергенция на уровне йоги зашла, однако, так далеко, что в самых поздних тантрах (например, в «Калачакра тантре», начало XI века) появляется и понятие «шакти», до этого в буддийских тантрах не использовавшееся».
То есть мало того, что оба тантризма развивались параллельно, так еще и в «Калачакра тантре» мы имеем дело с их синкретизмом. Добавим к этому еще, скажем так, очень высокую «эластичность» всего, что связано с половой идентификацией, свойственную данной культуре. Так, например, бодхисаттва Авалокитешвара, официальной реинкарнацией которого является Далай-Лама, может представляться в мужском обличье, однако гораздо более сильны в его образе матриархальные черты. Но и это еще не всё. Торчинов пишет:
«Подобно тому, как сексуальный символизм тантр имел свой прообраз в архаических культах плодородия (видимо, дравидийского происхождения) древнейшей Индии, которые были радикально переосмыслены буддизмом и стали, по существу, дериватами архаических культов и образов, будучи включенными в контекст буддийского мировоззрения, буддийской философии и психологии, тантрический пантеон также в значительной степени коренился в культах архаических божеств, почитание которых по большей части сохранилось в низших сословиях и кастах индийского общества, а также у париев (домби, чандала)».
Как нетрудно видеть, индуистская и буддийская тантры имеют один и тот же исток - древние дравидийские (доиндоевропейские) культы. Культы же эти были связаны с поклонением тем или иным ипостасям «великих матерей», самые известные из которых - богини Кали и Дурга. Собственно, тантризм является, если говорить очень грубо, тем направлением, которое как бы дополнительно усиливает и в индуизме, и в буддизме дух древнего темного матриархата. Усиление влияния этого духа на самом деле можно проследить уже с вед, а сам этот процесс Мирча Элиаде называл «возвышением матерей».
Sri Devi Nrithyalaya
Находясь внутри индуизма и буддизма, тантризм занимает внутри их институтов главенствующее положение. Дело в том, что тантра обещает достижение высшей религиозной цели освобождения уже в этой жизни, а не как «обычные» буддизм и индуизм - в течение множества рождений и смертей. Если «обычный» правоверный буддист или индуист в основном только совершает подношения и поклонения божествам, то тантрист занимается духовными практиками и достигает определенных результатов - трансформации личности. Что это такое - вопрос отдельный и малоизученный. Но то, что подобная истовая практика ведет к каким-то результатам и что достигающие их адепты занимают высшие ступени в духовно-властной иерархии - не подлежит сомнению.
Более того, такая «архитектура» (а она-то нас тут особо и интересует) зафиксирована во многих странах. Так, во всех основных тибетских школах (Ньингма, Кадам, Сакья, Кагью, и Гелуг) существуют два различных посвящения: для «обычных» буддистов и для тантрических. Дело в том, что тантрические практики подразумевают много такого, что не должно делать «обычному» правоверному буддисту. Поэтому при посвящении в тантрическое направление, адепт не может клясться в том, что не будет совершать то, что не должен делать «обычный» правоверный. Такое положение вещей и закрепляется в двух различных «линиях» посвящений. Как нетрудно видеть, «лифтом» в высшие иерархии является именно линия тантрическая.
Главенствующую роль в Тибете давно занимает школа «желтых шапок» Гелуг. В ее ядре находится, упомянутая выше, «Калачакра тантра». В эту тантру Далай-Лама посвящает лично и вполне официально. Однако главное то, что Далай-Лама это не просто духовный лидер, а именно теократический правитель. То есть он и есть власть. Причем некий синкретизм индуистской и буддийской тантр в лице Далай-Ламы имеет место быть не только в силу того, как выше нам рассказал Торчинов, что «Калачакра тантра» наследует концепцию шакти из индуизма, но и потому, что Далай-Лама считается реинкарнацией бодхисаттвы Авалокитешвары. А образ Авалокитешвары имеет добуддийскую предысторию и отсылает сначала к шиваизму, а потом и тому самому дравидийскому матриархату.
Главный покровитель Непала, святой Матсьендранатх, живший примерно в 10 веке, почитается как воплощение Авалокитешвары. Однако, он был отнюдь не буддист, а шиваит. А культ Шивы, как сегодня более или мене уже установлено, имеет доиндоевропейский генезис.
Однако, если такой синкретизм можно считать, условно говоря, естественным (все же одна индийская культура), то связь тантры с конфуцианством и японским синтоизмом - уже вряд ли. И тем не менее проникновение тантры в Китай и в Японию со многими «синкретическими» последствиями является неоспоримым фактом.
Как я сказал выше, тантрическая традиция изначально была «заточена» на определенный тип взаимодействия с властью, умея отвечать на ее неотменяемые запросы. Уже один из самых ранних и значимых тантрических текстов Гухьясамаджа тантра («Тантра сокровенного собора») рассказывает следующую очень показательную историю.
Жил был индийский царь Индрабодха, и у него было 500 наложниц. И тут он видит, что кто-то пролетает мимо него. Он узнает, что это Будда вместе со своими пятьюстами учениками. Будда рассказывает ему о своем учении, об аскезе и о том, что весь мир это иллюзия и проникнут страданиями. Царь восхитился проповедью Будды, однако заметил, что, хотя он и готов стать буддистом, однако он правитель и должен выполнять свои «земные» обязанности, да и 500 наложниц без него будут скучать. После этого он спросил Будду о том, нельзя ли в рамках его учения как-нибудь соединить горнее и дольнее. На что Будда ответил, что это вполне возможно, и подробно поведал царю тантру Гухьясамаджа.
Не могли от подобного отказаться и китайские и японские императоры. Что происходит сегодня в современных Китае и Японии - отдельный вопрос. А вот то, что линия тантрического буддизма школы Сингон перебралась в Японию из Китая, причем успев охмурить и китайскую власть - это факт.
В Японию ее принес знаменитый монах Кукай в 804 году. Он учился у монаха Хуэй Го. Хуэй Го был учеником Амогхаваджра, а он, в свою очередь, был учеником Ваджрабодхи. И Амогхаваджра, и Хуэй Го, и многие ученики Ваджрабодхи (например, монах И-Син) состояли в тех или иных качествах при китайских императорах. И то были ими обласканы, то попадали в опалу.
В итоге, так или иначе, в Китае сложился даосско-буддийский синкретизм, который в целом повторил духовно-властную «архитектуру», о которой я говорил выше. Только в Китае роль «обычных» буддизма и индуизма играло конфуцианство.
Чему поклонялся Конфуций до сих пор в точности не известно. Вероятнее всего это было Дао. Главное же, что Конфуций запрещал даже интересоваться метафизическими вопросами. То есть конфуцианство, в принципе, является учением о правильном исполнении ритуалов, но, как бы без метафизической «головы».
По поводу этой особенности конфуцианства известный востоковед Алексей Маслов выразился хлестко и определенно: «Конфуцианство ― гносеологическая «пустышка», абсолютный объем, который может быть наполнен практически любым содержанием».
К моменту прихода тантристов в Китай роль этого «содержания», метафизической «головы» выполняли даосы, которые потом вошли в сложные сношения с пришедшими адептами тантрического буддизма.
Чуть позже эта «конструкция», в которой наверху тантра, а внизу конфуцианство, перекочевала в Японию вместе с учением школы Сингон.
В статье «Ритуальная структура отношений между императором и буддийской сангхой в Японии в эпоху Хэйан (X - XII вв.) (на примере буддийских церемоний Мисаэ и Мисюхо)» востоковед Елена Сергеевна Лепехова пишет:
«С одной стороны, император символически жертвовал свое царство в форме своей одежды Будде, его учению и сангхе, с другой - во время ритуала «наделения властью» он получал обратно свое одеяние и посредством освящения ароматизированной водой чинтамани из обычного правителя превращался во вселенского владыку-чакравартина и члена универсальной семьи Будды Татхагаты».
Цитата из видео Лепехова Е.С. Классификация буддийских учений в школе Тэндай и теория Лоренса Кольберга. Сохраним Тибет
То есть тантрическая школа Сингон посвящала японского императора в идеальные буддийские правители, чакравартины, передавая ему жемчужину чинтамани. Какое отношение после этой церемонии имел японский император к национальной религии Синто и имел ли вообще - потребовало бы отдельного рассмотрения.
В итоге можно сказать, что духовно-политическая конструкция власти на Востоке подразумевала, что внизу будет какое-то учение, требующее только исполнения обрядов и ритуалов, а наверху уже находился «властный» ярус. Этот ярус обычно заполняли тантристы. Что же касается Запада, то такая «архитектура» не могла рано или поздно не привлечь какую-то часть его элиты. По мне, одним из очевидных проводников подобной «архитектуры» на Западе был Данте Алигьери, у которого роль конфуцианства или «обычных» буддизма или индуизма начинало играть римское право. Однако этот вопрос требует отдельного рассмотрения…
Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.
В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.
При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.
Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.
После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .
Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .
По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.
В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.
Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.
Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.
Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.
При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.
Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".
По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.
Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).
Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
ВКонтакте Facebook Одноклассники
Одной из причин, вызвавших появление версии о подмене царя Петра I, стали исследования А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского
Началом этих исследований послужили находки, сделанные во время изучения точной копии трона Ивана Грозного. В те времена на тронах размещались знаки зодиака действующих правителей. Благодаря исследованию знаков, размещенных на троне Ивана Грозного, ученые выяснили, что фактическая дата его рождения отличается от официальной версии на четыре года.
Ученые составили таблицу имен русских царей и дней их рождения, и благодаря этой таблице было выявлено, что официальный день рождения Петра I не совпадает с днем его ангела, что является вопиющим противоречием по сравнению со всеми именами русских царей. Ведь имена на Руси при крещении давали исключительно по святцам, а имя, данное Петру, разбивает сложившуюся многовековую традицию, что само по себе не вписывается в рамки и законы того времени.
Фото Stan Shebs с сайта wikimedia.org
А.Фоменко и Г.Носовский на основании таблицы выяснили , что реальное имя, которое приходится на официальную дату рождения Петра I, - Исакий. Этим объясняется и название главного собора царской России. Так, в словаре Брокгауза и Эфрона говорится: «Исаакиевский собор - главный храм в Санкт-Петербурге, посвященный имени св. Исаакия Далматского, память которого чествуется 30 мая, в день рождения Петра Великого».
Изображение с сайта lib.rus.ec
Давайте рассмотрим следующие очевидные исторические факты. Их совокупность показывает довольно отчетливую картину подмены реального Петра I на иноземца:
1. Из России в Европу уезжал православный правитель, носивший традиционную русскую одежду. Два сохранившихся портрета царя того времени изображают Петра I в традиционном кафтане. Кафтан царь носил даже во время пребывания на судоверфях, что подтверждает приверженность традиционным русским обычаям. После окончания пребывания в Европе в Россию вернулся человек, носивший исключительно одежду европейского образца, причем в дальнейшем новый Петр I никогда не надевал русскую одежду, включая обязательный для царя атрибут - царское облачение. Этот факт сложно объяснить официальной версией о внезапном изменении образа жизни и начале приверженности европейским канонам развития.
2. Существуют довольно весомые основания для сомнений в разнице строения тела Петра I и самозванца. По точным данным, рост самозванца Петра I составлял 204 см, в то время как реальный царь был ниже и плотнее. При этом стоит отметить, что рост его отца, Алексея Михайловича Романова, равнялся 170 см, а дед, Михаил Федорович Романов, также был среднего роста. Разница в росте в 34 см очень сильно выбивается из общей картины настоящего родства, тем более что в те времена люди ростом более двух метров считались чрезвычайно редким явлением. Ведь даже в середине ХIХ века средний рост европейцев равнялся 167 см, а средний рост русских рекрутов в начале XVIII века равнялся 165 см, что вписывается в общую антропометрическую картину того времени. Разницей в росте между реальным царем и лже-Петром объясняется и отказ от ношения царской одежды: она просто не подходила по размеру новоявленному самозванцу.
3. На портрете Петра I кисти Годфрида Кнеллера, который был создан во время пребывания царя в Европе, явно видна отчетливая родинка. На более поздних портретах родинка отсутствует. Это сложно объяснить неточными работами портретистов того времени: ведь портретная живопись тех лет отличалась высочайшим уровнем реализма.
4. Вернувшись после продолжительной поездки в Европу, новоявленный царь не знал о месторасположении богатейшей библиотеки Ивана Грозного, хотя тайна нахождения библиотеки передавалась от царя к царю. Так, царевна Софья знала, где находится библиотека, и посещала ее, а новый Петр неоднократно предпринимал попытки разыскать библиотеку и даже не гнушался раскопками: ведь в библиотеке Ивана Грозного хранились редчайшие издания, способные пролить свет на многие тайны истории.
5. Интересным фактом является и состав русского посольства, отправившегося в Европу. Численность сопровождающих царя составляла 20 человек, при этом посольство возглавлял А.Меншиков. А вернувшееся посольство состояло, за исключением Меншикова, только из подданных Голландии. Причем продолжительность поездки многократно увеличилась. В Европу посольство вместе с царем отправлялось на две недели, а вернулось только по истечении двух лет пребывания.
6. Вернувшись из Европы, новый царь не встречался ни с родственниками, ни с ближним окружением. И впоследствии за короткий срок различными способами избавился от своих ближайших родственников.
7. Стрельцы - гвардия и элита царской армии - заподозрили неладное и не признали самозванца. Начавшийся стрелецкий бунт был жестоко подавлен Петром. А ведь стрельцы были самыми продвинутыми и боеспособными военными соединениями, верно служившими русским царям. Стрельцами становились по наследству, что свидетельствует о высочайшем уровне этих подразделений.
Изображение с сайта swordmaster.org
Характерно, что масштабы уничтожения стрельцов были более глобальны, чем по версии официальных источников. В то время численность стрельцов достигала 20 000 человек, а после усмирения стрелецкого бунта российская армия осталась без пехоты, после чего был произведен новый набор рекрутов и полное переформирование действующей армии. Примечательным фактом является и то, что в честь подавления стрелецкого бунта была выпущена памятная медаль с надписями на латинском языке, который до этого никогда не применялся при чеканке монет и медалей на Руси.
Изображение с сайта oboudnoda.org
8. Заточение законной жены Евдокии Лопухиной в монастырь, которое царь сделал заочно, находясь в Великом посольстве в Лондоне. Причем после смерти Петра Лопухину по приказу Екатерины I перевели в Шлиссельбургскую крепость, которая славилась своими суровыми условиями содержания. Впоследствии Петр возьмет в жены Марту Самуиловну Скавронскую-Крузе родом из нижних сословий, которая после его смерти станет императрицей Екатериной I.
Изображение с сайта wikimedia.org
Теперь рассмотрим, какие величайшие шаги сделал новоявленный царь для России.
Все официальные версии утверждают, что Петр I был величайшим реформатором, заложившим основы становления мощнейшей Российской империи. На самом деле основная деятельность самозванца сводилась к уничтожению основ былой государственности и духовности народа. Среди наиболее известных великих «деяний» Петра есть как и известные, так и малоизвестные факты, свидетельствующие об истинном облике и реформах нового царя.
- Введение русской формы рабства - крепостного права, полностью ограничивающего права крестьян как на старых, так и на завоеванных землях. В той или иной форме закрепление крестьян существовало еще с XV века, однако Петр I провел жесткую реформу в отношении крестьян, полностью лишив их прав. Примечательным фактом является то обстоятельство, что ни на Русском Севере, ни в Сибири крепостное право не получило широкого распространения.
- Проведение податной реформы с введением жесточайшей налоговой системы. Параллельно начала проводиться замена мелких серебряных денег на медные. Создав Ингерманландскую канцелярию, возглавляемую Меншиковым, Петр ввел разорительные налоги, которые включали в себя налоги на частную рыбную ловлю, ношение бороды, бани. Причем приверженцы старых обрядов облагались двойным налогом, что послужило дополнительным стимулом для переселения старообрядцев в наиболее глухие места Сибири.
- Введение на Руси новой системы летоисчисления , положившей конец отсчету времени «от сотворения мира». Это новшество оказало сильнейшее негативное влияние и стало дополнительным стимулом для постепенного искоренения исконной старообрядческой веры.
- Перенос столицы из Москвы в построенный Санкт-Петербург. Упоминание о Москве как о древнейшем сакральном месте встречается во многих источниках, в том числе и у Даниила Андреева в его работе «Роза Мира». Перемена столицы также послужила ослаблению духовности и уменьшению роли купечества на Руси.
Уничтожение старинных русских летописей и начало переписывания истории Руси с помощью немецких профессоров. Эта деятельность обрела поистине гигантский масштаб, чем и объясняется минимальное количество сохранившихся исторических документов.
- Отказ от русской письменности , которая состояла из 151 знака, и введение нового алфавита Кирилла и Мефодия, который состоял из 43 знаков. Этим Петр нанес сильнейший удар по традициям народа и прекратил доступ к старинным письменным источникам.
- Отмена русских мер измерения , таких как сажень, локоть, вершок, что впоследствии вызвало сильнейшие изменения в традиционной русской архитектуре и искусстве.
- Уменьшение влияния купечества и развитие промышленного сословия , которому давались гигантские полномочия, вплоть до создания собственных карманных армий.
- Жесточайшая военная экспансия в Сибирь , которая стала предтечей окончательного уничтожения Великой Тартарии. Параллельно на завоеванных землях насаждалась новая религия, а земли облагались жесточайшими налогами. На время Петра приходится и пик разграбления сибирских захоронений, уничтожения святых мест и местного духовенства. Именно при петровском правлении в Западной Сибири появились многочисленные отряды бугровщиков, которые в поисках золота и серебра вскрывали старые захоронения и расхищали святые и сакральные места. Многие наиболее ценные «находки» и составили знаменитую коллекцию скифского золота Петра I.
- Уничтожение системы русского самоуправления - земства и переход на бюрократическую систему, которую, как правило, возглавляли наймиты из Западной Европы.
- Жесточайшие репрессии против русского духовенства, фактическое уничтожение православия. Масштабы репрессий против духовенства были глобальными. Одним из наиболее значимых карателей Петра был его приближенный Яков Брюс, который прославился карательными экспедициями в старообрядческие скиты и уничтожением старинных церковных книг и имущества.
- Повсеместное распространение на Руси наркотических средств , вызывающих быстрое и устойчивое привыкание, - алкоголя, кофе и табака.
- Полный запрет на выращивание амаранта , из которого изготавливали как масло, так и хлеб. Это растение способствует не только улучшению здоровья человека, но и продлевает жизнь на 20-30%.
- Введение системы губерний и усиление карательной роли армии. Нередко право сбора налогов отдавалось непосредственно в руки генералам. А каждая губерния была обязана содержать отдельные воинские соединения.
- Фактическое разорение населения. Так, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский указывают на то, что согласно переписи 1678 года налогообложению подлежало 791 000 дворов. А всеобщая перепись, проведенная в 1710 году, показала лишь 637 000 дворов, и это несмотря на достаточно большое количество земель, подчиненных России за этот период. Характерно, но это повлияло лишь на усиление налоговых податей. Так, в губерниях, где количество дворов уменьшалось, подати взимались согласно данным старой переписи, что приводило к фактическому разграблению и уничтожению населения.
- Отличился своими злодеяниями Петр I и на Украине. Так, в 1708 году была полностью разграблена и уничтожена гетманская столица - город Батурин. В кровавой резне погибли более 14 000 человек из 20-тысячного населения города. При этом Батурин был практически полностью уничтожен и сожжен, а 40 церквей и монастырей разграблены и осквернены.
Вопреки распространенному мнению, Петр I отнюдь не был великим военачальником : де-факто он не выиграл ни одной значимой войны. Единственной «успешной» кампанией можно считать только Северную войну, которая носила достаточно вялотекущий характер и продолжалась в течение 21 года. Эта война нанесла непоправимый урон финансовой системе России и привела к фактическому обнищанию населения.
Так или иначе, все злодеяния Петра, называемые в официальных версиях истории «реформаторской деятельностью», были направлены на полное искоренение как культуры и веры русского народа, так и культуры и вероисповедания народов, проживающих на присоединенных территориях. Фактически новоявленный царь нанес непоправимый ущерб России, полностью изменив ее культуру, быт и обычаи.
Пётр I Алексеевич – последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, один из самых выдающихся правителей Российской империи. Он был настоящим патриотом своего государства и делал все возможное для его процветания.
С юности Петр I проявлял большой интерес к разным , и был первым из русских царей, кто совершил длительное путешествие по странам Европы.
Благодаря этому он смог накопить богатый опыт и провести множество важных реформ, определивших направление развития в 18 веке.
В данной статье мы подробно рассмотрим особенности Петра Великого, и обратим внимание на черты его личности, а также успехи на политической арене.
Биография Петра 1
Петр 1 Алексеевич Романов родился 30 мая 1672 г. в . Его отец, Алексей Михайлович, был царем Российской империи, и правил ею на протяжении 31 года.
Мать, Наталья Кирилловна Нарышкина, приходилась дочерью мелкопоместного дворянина. Интересно, что Петр был 14 сыном у своего отца и первым у матери.
Детство и юность Петра I
Когда будущему императору исполнилось 4 года, умер его отец Алексей Михайлович, а на престоле оказался старший брат Петра – Федор 3 Алексеевич.
Новый царь занялся воспитанием маленького Петра, приказав обучать его разным наукам. Поскольку в то время велась борьба с иноземным влиянием, его учителями были русские дьяки, не обладавшие глубокими знаниями.
Вследствие этого мальчику не удалось получить должного образования, и он до конца своих дней писал с ошибками.
Однако стоит заметить, что недостатки базового образования Петру 1 удалось компенсировать богатыми практическими занятиями. Более того, биография Петра I примечательна именно его фантастической практикой, а не теорией.
История Петра 1
Спустя шесть лет Федор 3 скончался, и на русский престол должен был взойти его сын Иван. Однако законный наследник оказался очень болезненным и слабым ребенком.
Воспользовавшись этим, семья Нарышкиных, по сути, организовала госпереворот. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины уже на следующий день сделали царем юного Петра.
26-летний Пётр I. Портрет кисти Кнеллера был подарен Петром в 1698 английскому королю
Однако Милославские – родственники царевича Ивана, заявили о незаконности такой передачи власти и ущемлении собственных прав.
В результате в 1682 г. произошел знаменитый Стрелецкий бунт, вследствие чего на троне оказалось одновременно 2 царя – Иван и Петр.
С этого момента в биографии юного самодержца произошло множество знаковых событий.
Здесь стоит подчеркнуть, что с ранних лет мальчик увлекался военным делом. По его приказу сооружались фортификационные сооружения, а в постановочных боях задействовалась настоящая военная техника.
Петр 1 надевал на своих сверстников униформу и маршировал вместе с ними по городским улицам. Интересно, что сам он выступал в качестве барабанщика, идущего впереди своего полка.
После образования собственной артиллерии, царь создал небольшой «флот». Уже тогда ему хотелось господствовать на море и вести в бой свои корабли.
Царь Петр 1
Будучи подростком, Петр 1 еще не мог полноценно управлять государством, поэтому регентшей при нем была сводная сестра Софья Алексеевна, а затем мать Наталья Нарышкина.
В 1689 г. царь Иван официально передал всю власть брату, вследствие чего единственным полноправным главой государства стал Петр 1.
После смерти матери, управлять империей ему помогали его родственники Нарышкины. Однако вскоре самодержец освободился от их влияния и стал самостоятельно править империей.
Правление Петра 1
С этого времени Петр 1 перестал играть в военные игры, а вместо этого начал разрабатывать настоящие планы будущих военных кампаний. Он продолжил вести войну в Крыму против , а также неоднократно организовывал Азовские походы.
В результате этого ему удалось взять крепость Азов, что стало одним из первых военных успехов в его биографии. Затем Петр 1 занялся постройкой порта Таганрог, хотя флота, как такового, в государстве по-прежнему не было.
С этого времени император задался целью, во что бы то ни стало создать сильный флот, чтобы иметь влияние на море. Для этого он позаботился о том, чтобы молодые дворяне могли обучаться корабельному ремеслу в европейских странах.
Стоит заметить, что сам Петр I также учился строить корабли, работая обычным плотником. Благодаря этому он получил большое уважение среди простых людей, наблюдавших за тем, как он трудиться на благо России.
Уже тогда Петр Великий видел множество недостатков в государственной системе и готовился к серьезным реформам, которые навсегда впишут его имя в .
Он изучал государственное устройство крупнейших европейских стран, стараясь перенять у них все самое лучшее.
В этот период биографии против Петра 1 составляется заговор, в результате которого должно было произойти стрелецкое восстание. Однако царь сумел вовремя подавить бунт и наказать всех заговорщиков.
После долгого противостояния с Османской империей Петр Первый решил подписать с ней мирное соглашение. После этого он начал войну со .
Ему удалось захватить несколько крепостей в устье реки Невы, на которой в будущем будет построен славный город Петра Великого – .
Войны Петра Великого
После ряда успешных военных кампаний Петру 1 удалось открыть выход к , который позже будет назван «окном в Европу».
Тем временем военная мощь Российской империи постоянно возрастала, а слава о Петре Великом носилась по всей Европе. В скором времени к России была присоединена Восточная Прибалтика.
В 1709 г. состоялась знаменитая , в которой сражались шведская и русская армии. В результате шведы были полностью разгромлены, а остатки войск взяты в плен.
Кстати эту битву великолепно описал в известной поэме «Полтава». Вот фрагмент:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Стоит заметить, что Петр 1 сам участвовал в сражениях, проявляя в бою смелость и отвагу. Своим примером он вдохновлял русское войско, которое было готово сражаться за императора до последней капли крови.
Изучая взаимоотношения Петра с солдатами, нельзя не вспомнить знаменитую историю про нерадивого солдата. Подробнее об этом .
Интересен факт, что в разгар Полтавской битвы, вражеская пуля прострелила Петру I шляпу, пройдя в считанных сантиметрах от головы. Это в очередной раз доказало тот факт, что самодержец не боялся рисковать своей жизнью ради победы над противником.
Однако многочисленные военные походы не только забирали жизни доблестных воинов, но и истощали военные ресурсы страны. Дело дошло до того, что Российская империя оказалась в ситуации, когда требовалось одновременно воевать на 3 фронта.
Это заставило Петра 1 пересмотреть свои взгляды на внешнюю политику и принять ряд важных решений.
Он подписал мирное соглашение с турками, согласившись обратно отдать им крепость Азов. Пойдя на такую жертву, он смог сохранить множество человеческих жизней и военной техники.
Спустя некоторое время, Петр Великий начал организовывать походы на восток. Их результатом стало присоединение к России таких городов как , Семипалатинск и .
Интересно, что он даже хотел организовать военные экспедиции в Северную Америку и Индию, однако этим планам так и не суждено было сбыться.
Зато Петр Первый смог блестяще провести Каспийский поход на Персию, завоевав , Дербент, Астрабад и множество крепостей.
После его смерти большая часть завоеванных территорий оказалась утраченной, поскольку их содержание было не выгодно для государства.
Реформы Петра 1
На протяжении всей своей биографии Петр 1 реализовал множество реформ, направленных на благо государства. Интересно, что он стал первым русским правителем, который начал именовать себя императором.
Наиболее важные по значимости реформы касались военного дела. Кроме этого именно во время правления Петра 1 церковь стала подчиняться государству, чего ранее никогда не было.
Реформы Петра Великого способствовали развитию и торговли, а также отходу от устаревшего образа жизни.
Например, он обложил налогом ношение бороды, желая навязать боярам европейские стандарты внешнего вида. И хотя это вызвало волну недовольства со стороны российской знати, они все же подчинились всем его указам.
С каждым годом в стране открывались медицинские, морские, инженерные и другие школы, в которых могли обучаться не только дети чиновников, но и простые крестьяне. Петр 1 ввел новый юлианский календарь, которым пользуются и по сей день.
Находясь в Европе, царь видел множество прекрасных картин, которые поражали его воображение. Вследствие этого, по приезду на родину, он начал оказывать финансовую поддержку художникам, чтобы стимулировать развитие русской культуры.
Справедливости ради нужно сказать, что Петра 1 нередко критиковали за насильственный метод воплощения этих реформ. По сути, он насильно заставлял людей изменять свое мышление, а также выполнять задуманные им проекты.
Одним из наиболее ярких примеров этому служит постройка Санкт-Петербурга, которая проводилась в тяжелейших условиях. Многие люди не выдерживали таких нагрузок и убегали.
Тогда семьи беглецов сажались в тюрьмы и находились там до той поры, пока виновники не возвращались обратно на стройку.
Петра I
Вскоре Петр 1 образовал орган политического сыска и суда, который был преобразован в Тайную канцелярию. Любому человеку запрещалось писать в закрытых комнатах.
Если же кто знал о подобном нарушении и не докладывал о нем царю – тот подвергался смертной казни. Используя столь жесткие методы, Петр пытался бороться с антиправительственными заговорами.
Личная жизнь Петра 1
В юности Петр 1 любил находиться в Немецкой слободе, наслаждаясь иностранным обществом. Именно там он впервые увидел немку Анну Монс, в которую сразу же влюбился.
Мать же была против его отношений с немкой, поэтому она настояла на том, чтобы он женился на Евдокии Лопухиной. Интересен факт, что Петр не стал перечить матери, и взял в жены Лопухину.
Конечно, в этом вынужденном браке их семейную жизнь нельзя было назвать счастливой. У них родилось двое мальчиков: Алексей и Александр, последний из которых умер в раннем детстве.
Законным наследником престола после Петра 1 должен был стать Алексей. Однако вследствие того, что Евдокия пыталась свергнуть супруга с престола и передать власть сыну, все вышло совершенно иначе.
Лопухина была заключена в монастырь, а Алексею пришлось спасаться бегством за рубеж. Стоит заметить, что сам Алексей никогда не одобрял реформ отца, и даже называл его деспотом.
Пётр I допрашивает царевича Алексея. Ге Н. Н., 1871
В 1717 г. Алексея нашли и арестовали, а затем и вынесли смертный приговор за участие в заговоре. Однако он умер еще в тюрьме, причем при весьма загадочных обстоятельствах.
Расторгнув брак с женой, в 1703 г. Петр Первый увлекся 19-летней Катериной (в девичестве Марта Самуиловна Скавронская). Между ними завязался бурный роман, который продолжался долгие годы.
Со временем они поженились, однако еще до замужества она родила от императора дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741-1761)
Катерина была очень умной и проницательной девушкой. Ей одной удавалось с помощью ласки и терпения успокаивать царя, когда у того случались острые приступы головной боли.
Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди. Ж.-М. Натье, 1717
Официально они поженились только в 1712 г. После этого у них родилось еще 9 детей, большинство из которых умерли в раннем возрасте.
Петр Первый по-настоящему любил Катерину. В её честь был учрежден орден Святой Екатерины и назван город на Урале. Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (построенный при её дочери Елизавете Петровне).
В скором времени в биографии Петра 1 появилась еще одна женщина Мария Кантемир, которая оставалась фавориткой императора до конца его жизни.
Стоит заметить, что Петр Первый был очень высокого роста – 203 см. По тем временам он считался настоящим великаном, и был на голову выше всех.
Однако размер его ноги совсем не соответствовал росту. Самодержец носил обувь 39 размера и был весьма узок в плечах. В качестве дополнительной опоры он всегда носил с собой трость, на которую мог опираться.
Смерть Петра
Несмотря на то, что внешне Петр 1 казался очень крепким и здоровым человеком, на самом деле он на протяжении всей жизни страдал от приступов мигрени.
В последние годы жизни его начала мучить еще и почечнокаменная болезнь, на которую он старался не обращать внимания.
В начале 1725 г. боли стали настолько сильными, что он уже не мог вставать с постели. Состояние его здоровья с каждым днем ухудшалось, а страдания становились невыносимыми.
Умер Петр 1 Алексеевич Романов 28 января 1725 г. в Зимнем дворце. Официальной причиной его смерти значилось воспаление легких.
Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
Однако вскрытие показало, что смерть наступила вследствие воспаления мочевого пузыря, которое вскоре переросло в гангрену.
Петра Великого похоронили в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а наследницей русского престола стала его жена Екатерина 1.
Если вам понравилась биография Петра 1 – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.
Родился Петр Первый 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. В биографии Петра 1 важно отметить, что он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. С одного года воспитывался няньками. А после смерти отца, в возрасте четырех лет, опекуном Петра стал его сводный брат и новый царь Фёдор Алексеевич.
С возраста 5 лет маленького Петра начали обучать азбуке. Уроки ему давал дьяк Н. М. Зотов. Однако образование будущий царь получил слабое и не отличался грамотностью.
Приход к власти
В 1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически управление взяла на себя их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна.
В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.
В 1689 году Софья была отстранена от престола, и власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде Л. К. Нарышкину.
Правление царя
Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.
В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.
Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. Заключив мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц. В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга. В следующем году – взяты Нарва, Дерпт. В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.
Реформирование России
В октябре 1721 года в биографии Петра Великого был принят титул императора.
Также за время его правления была присоединена Камчатка, завоеван берег Каспийского моря.
Военную реформу Петр I проводил несколько раз. В основном она касалась сбора денег для содержания армии, флота. Проводилась она, кратко говоря, насильственно.
Дальнейшие же реформы Петра I ускорили технико-экономическое развитие России. Он провел церковную реформу, финансовую, преобразования в промышленности, культуре, торговле. В образовании также им были проведены ряд реформ, направленные на массовое просвещение: открыты множество школ для детей и первая в России гимназия(1705).
Смерть и наследие
Перед смертью Петр I сильно болел, но продолжал править государством. Умер Петр Великий 28 января (8 февраля) 1725 года от воспаления мочевого пузыря. Престол перешел к его жене – императрице Екатерине I.
Сильная личность Петра I, который стремился изменить не только государство, но и людей, сыграла важнейшую роль в истории России.
Именем Великого императора после его смерти были названы города.
Памятники Петру I возведены не только в России, а также во многих европейских странах. Один из самых известных – Медный всадник в Санкт-Петербурге.
Другие варианты биографии
- Современники и историки отмечают, что Пётр I отличался высоким ростом, более двух метров, прекрасными, живыми чертами лица и благородной осанкой. Несмотря на грозные габариты, царя всё же нельзя было назвать богатырём – 39 размер обуви и 48 размер одежды. Такая непропорциональность наблюдалась буквально во всём: для его исполинского роста слишком узкие плечи, маленькие руки и голова. Его частая стремительность и быстрая ходьба не спасали положения. Окружающие не чувствовали в нём силы и мощи. Он покорял иным.
- посмотреть все