Причины задержки речевого развития у детей. Нарушение речевого развития у трехлетнего ребенка
Задержка речевого развития - патология, которая требует своевременной диагностики и коррекции специалистами. Пренебрежение проблемой может повлечь за собой серьезные осложнения, к примеру, задержку психоречевого развития у дошкольников.
Как осуществить запуск активной репродукции первых слов в 1 год и 2 месяца? Почему малыш в 2-3-летнем возрасте не разговаривает? Какое лечение будет эффективным при ЗРР у детей? Как можно помочь ребенку в домашних условиях? Какие препараты нужны ребенку до 3-4 лет, если он плохо говорит?
Нормы развития речи ребенка по возрасту
Развитие речи ребенка - одна из наиболее приоритетных задач для родителей. Этому способствуют совместные занятия с мамой, чтение книжек, разговоры дома и на прогулке. Если родители не уделяют должного внимания своему малышу, то к трем годам он вряд ли научится разговаривать.
Первый год жизни - предречевой период. На этом этапе малыш познает мир, изучает различные явления, а также запоминает и воспроизводит первые звуки и слова. После того, как ребенку исполнится 1 год, родители должны следить за его речью. Малыши развиваются по-разному - кто-то позже, а кто-то раньше - поэтому нормы речи соответственно возрасту носят условный характер.
Врачи выделяют следующие этапы нормального речевого развития:
- 1 год. В этом возрасте кроха знает около 10 слов из повторяющихся слогов - «ма-ма», «па-па», «ба-ба». При этом ребенок выполняет просьбы, может самостоятельно просить и приносить знакомые ему предметы. Пассивный словарь малыша составляет приблизительно 200 слов.
В 2-летнем возрасте случается так называемый взрыв. Ребенок при этом начинает активно превращать пассивную речь в активную. Этот скачок происходит внезапно, поэтому разговор двухлетних детей сильно отличаются от малышей в полтора года.
- 2-ой год. В двухлетнем возрасте малыши начинают разговаривать фразами. Дети могут научиться этому только тогда, когда их активный словарь состоит из 50-100 слов. В этом возрасте некоторые малыши умеют задавать вопросы.
- 3-ий год. В активном словаре ребенка к 3 годам должно быть приблизительно 300 слов. Малыш при этом умеет называть свое имя, имена родителей и родственников. В этом возрасте дети начинают строить развернутые предложения. К трем годам малышей понимают уже не только родители, но и посторонние люди.
- 4-й год. Четырехлетний малыш выговаривает более 1000 слов. Дети умеют произносить все звуки, задавать вопросы и отвечать на них, а также правильно менять интонации.
Возможные причины задержки речевого развития у детей
Все вышеприведенные нормы имеют условный характер, однако существенные отклонения должны побудить родителей к консультации со специалистом. Чтобы устранить патологию, необходимо ликвидировать ее причину. Задержка речи у малышей возникает на фоне физиологических или биологических факторов, связанных со здоровьем, а также социальных предпосылок, вызванных неблагоприятным окружением малыша.
К числу причин биологического характера можно отнести:
- минимальную патологию головного мозга на фоне перинатальной энцефалопатии;
- гипоксию и асфиксию в родовой деятельности;
- внутриутробное инфицирование;
- преждевременные или поздние роды;
- осложнения после вакцинации;
- черепно-мозговые травмы;
- тугоухость;
- генетическую предрасположенность;
- врожденные заболевания - ДЦП, аутизм, синдром Дауна;
- менингит или энцефалит.
Если причина носит физиологический характер, то лечение займет очень много времени. В этом случае ребенку требуется комплексная терапия. Если малыш не может заговорить по одной из социальных причин, то исправить это намного проще и легче.
К числу предпосылок социального характера можно отнести:
![](https://i1.wp.com/deti34.ru/wp-content/uploads/rebenok-v-3-goda-ne-razgovarivaet-300x225.jpg)
Разновидности и симптомы патологии
Задержка речевой деятельности - это диагноз, который ставят детям с несоответствием развития речи возрасту. Существует несколько основных проявлений этой патологии, среди которых:
- Темповая задержка. Многим родителям знакома следующая проблема - ребенок все прекрасно понимает, приносит предметы, которые просит мама, но его речь невнятна и ее очень сложно понять окружающим. В таком случае врачи говорят о темповой задержке речевого развития.
- Расстройства экспрессивной речи. Активный словарь малыша существенно отличается от речи сверстников. Ребенок при этом очень молчалив.
- Отставание в рецептивной речевой деятельности. Дети с таким диагнозом очень плохо понимают взрослых, причем проблемы со слухом у них отсутствуют.
Если родители пренебрегают всеми вышеперечисленными проявлениями, то к 5 годам может произойти переход к задержке психоречевого развития (ЗПРР) (рекомендуем прочитать: ). Чем раньше начнется лечение патологии, тем выше шансы ребенка на выздоровление. Если родители своевременно не обратят внимание на проблему, малыш будет отставать в психическом и речевом развитии в детском саду и школе. Симптомы ЗПРР - неумение строить логические цепочки, формулировать предложения, абстрактно мыслить и концентрировать свое внимание на задачах.
Диагностические методы
Если у малыша наблюдаются существенные отклонения в развитии речи, родителям не следует пренебрегать этой проблемой. Многие мамочки уверены, что каждый ребенок индивидуален и все дети овладевают отдельными навыками в разном возрасте. Такую точку зрения нельзя считать неправильной, но и верной ее тоже не назовешь. Если у малыша действительно нет никаких проблем, а задержка речевой деятельности - это всего лишь индивидуальная особенность, это сможет подтвердить любой специалист после проведения необходимых диагностических мероприятий.
Первым делом маме следует обратиться к педиатру, который может дополнительно направить кроху к другим детским специалистам. К числу врачей, к которым необходимо обращаться при задержке речевого развития, относятся:
- Невролог. Диагностика патологии неврологического характера, связанной с отставанием развития речи, позволяет врачу назначить специальное лечение, начиная с 12 месяцев. Если при осмотре невролог не обнаруживает никаких проблем, он может направить малыша на дополнительное обследование мозга (ЭЭГ и компьютерную томографию) для выявления причины задержки развития.
- Дефектолог. Этот специалист занимается с детьми после двух лет. Посещения дефектолога очень эффективны для развития речи, мышления, внимания и логики.
- Логопед. Этот врач занимается развитием речевой деятельности детей. Диагностические методы логопедов включают тест и шкалу психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития. Эти специалисты исследуют поведение детей с темповой задержкой речи в естественной и искусственно созданной среде.
- Отоларинголог. Консультация этого специалиста необходима для исключения тугоухости - одной из основных причин отставания развития речи.
- Психолог. Если у ребенка не была выявлена ни одна из причин биологического порядка, значит, проблема заключается в педагогической запущенности или неправильном подходе родителей к развитию речи.
Особенности лечения ЗРР
Лечение этой патологии требует комплексности, особенно, если речь идет о возникновении проблемы на фоне социальных предпосылок. Основными составляющими терапии являются массаж, лекарственное лечение, физиопроцедуры, коррекционные занятия с дефектологом и логопедом.
Родителям в этом случае следует набраться терпения, поскольку положительного результата можно добиться не сразу. Мамам нужно помнить, что эффективность всех этих методов лечения напрямую зависит от их совместных усилий с малышом. Положительные эмоции, дружественная атмосфера в семье - это основные составляющие успешного овладения речью.
Лекарственные препараты
Все препараты должны приниматься ребенком строго по назначению врача. Самолечение может нанести малышу только вред. Как правило, в этом случае детские неврологи выписывают малышам препараты, стимулирующие речевые зоны головного мозга - Глиатилин, Пантогам, Циннаризин, Магне В6 и многие другие. Врач назначает лекарства в соответствии с возрастом малыша и степенью задержки его речевого развития.
Физиотерапия
Физиотерапия детей должна включать магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию и иппотерапию. С помощью этих методов осуществляется воздействие на участки головного мозга, которые отвечают за развитие речевой деятельности, дикцию, интеллект. Их применение запрещено до 2-х лет.
Электрорефлексотерапия, в отличие от других методов физиолечения, имеет несколько противопоказаний, среди которых:
- эпилепсия;
- психические расстройства;
- судороги.
Времяпровождение с дельфинами и лошадьми - это инновационный метод, имеющий высокий показатель эффективности. Результативность дельфинотерапии и иппотерапии зависит от того, как часто ребенок общается с дельфинами и лошадьми. Только регулярные занятия позволяют добиться успехов в максимально короткие сроки.
Массаж
Массаж очень эффективен для преодоления ЗРР. Видимый результат появляется даже после первого курса. Проведение массажа требует квалифицированной подготовки, поэтому родителям лучше пригласить домой массажиста. Зоны, которым нужно уделять максимальное внимание - это мышцы лица, шея, лопатка, руки, живот. Воздействие на точки лица - уши, губы, щеки - также способствует запуску активной речи.
Коррекционные занятия
Коррекционная помощь необходима всем детям, у которых диагностировали задержку в развитии речи. Если она связана с социальными предпосылками, то ребенку потребуется консультация дефектолога, психолога и логопеда. Эти специалисты на своих занятиях создают естественные и непривычные коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен себя как-нибудь проявить.
Дальнейшая стратегия лечения будет зависеть от того, насколько правильно ребенок подбирает образцы речи. Наиболее распространенными методами работы с такими детьми являются пальчиковые игры, упражнения на развитие моторики рук, продуктивные виды деятельности (лепка, рисование), а также гимнастика и подвижные игры. Многие дефектологи отдают предпочтение музыкотерапии, которая способствует улучшению памяти и концентрации внимания.
Профилактические меры
Предотвратить задержку речевого развития не так сложно. Во-первых, необходимо ежедневно заниматься со своим малышом, начиная с первых дней жизни - читать стихи, сказки, петь колыбельные, показывать предметы и рассказывать о них. К году дети уже должны уметь выговаривать несколько основных слов. Чтобы годовалый ребенок научился говорить свои первые 10 слов, ему необходимо создать благоприятные условия - исключить ссоры и ругань, познакомить с развивающими игрушками, соответствующими его возрасту, устраивать ролевые игры и комментировать эпизоды мультфильмов.
Если у мамы есть малейшие подозрения на проблемы с воспроизведением активных слов у малыша, ей следует сразу обратиться к педиатру. В возрасте 2,5-3 лет родителям желательно показать малыша логопеду в профилактических целях.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский посвятил этой проблеме 39 выпуск своей передачи под названием «Почему ребенок не говорит?» (см. видео). Он выделяет единственную причину того, что малыш в этом возрасте выполняет все просьбы, но не разговаривает. Это дефицит общения в семье. Множество родителей оставляют ребенка наедине с мультфильмами или игрушками, а сами сутками напролет занимаются своими делами. Несмотря на то, что они целый день находятся в одном помещении и мама всегда рядом, пользы от этого в плане развития речи малыш не получает.
Для разговора детям необходим стимул. Например, игры с игрушками намного полезнее всех гаджетов. В процессе игры ребенку становится интересно узнать, как можно играть с предметом, что с ним можно и нельзя делать. На этом этапе возникает необходимость понимать взрослых. Таким образом происходит формирование пассивного словаря, который при грамотном подходе преобразуется в активную лексику.
Комаровский полагает, что нужно начинать бить тревогу, если ребенок в двухлетнем возрасте не может выполнить двухфразовую просьбу. Ее выполнение свидетельствует о том, что первый этап был успешно пройден, раз малыш соображает, что от него хотят. В противном случае ребенку требуется обследование невролога, логопеда и детского психолога.
В логопедии задержка речевого развития (ЗРР) означает несвоевременное овладение разговорной речью ребенком младше 3-летнего возраста. Проявляется такое заболевание при недостаточном развитии словарного запаса в количественном, а также качественном плане. Важно знать симптомы патологии, чтобы начать вовремя ее корректировать, а также возможные последствия несвоевременной терапии.
При данном нарушении отмечается задержка экспрессивной речи – отсутствие фразового произношения к возрасту ребенка 2 лет, а к 3 годам – неспособность произносить цельные предложения.
При задержке речевого развития требуется консультация не только логопеда, но и некоторых других врачей, так как патология может развиваться на фоне некоторых других заболеваний. Часто ЗРР сопровождается задержкой психического развития. Требуется осмотр логопеда, отоларинголога, невролога, психолога. В отдельных случаях проводится медицинский анализ общего состояния ребенка.
Задержка речевого развития – не слишком распространенное детское заболевание, так как по статистике им страдают не более 10% людей, причем значительно чаще проблемы с речью испытывают мальчики.
Данный термин применяется только для детей до 3-летнего возраста, так как связан с недостаточностью развития раннего речевого онтогенеза. Обычно патология характеризуется состоянием, при котором наблюдается отставание в развитии не одного компонента речи, а всех сразу: произношения, словарного запаса, способность к фразовому и связному устному отражению мыслей.
Различают 3 самых важных периода, при которых происходит становление речевого аппарата:
- 1 период – у детей 2 лет и меньшего возраста;
- 2 период – до 3 лет;
- 3 период – до 7 лет.
В эти моменты речь развивается максимально быстро и эффективно. В то же время речевой аппарат становится наиболее уязвимым к действию неблагоприятных факторов. В 1 период могут зародиться предпосылки появления ЗРР, во 2 – заикание, мутизм, в 3 – детская афазия, заикание.
Причины возникновения ЗРР
Причины задержки речевого развития могут иметь разные истоки. Заболевание может быть спровоцировано как биологическими, так и психологическими предпосылками. К первому типу относятся следующее:
- тугоухость;
- минимальная мозговая дисфункция;
- гипоксии;
- родовые удушения;
- травмы, полученные при родовой деятельности;
- преждевременное рождение;
- переношенность;
- недоразвитость мышц рта, лица;
- энцефалиты;
- менингиты;
- повышенное внутричерепное давление;
- осложнения после введения активных вакцин;
- гипотрофия.
Наиболее часто состояние связано с родовыми проблемами, перенесенными воспалительными заболеваниями (преимущественно теми, которые затрагивают мозговые оболочки). В отдельных случаях задержка речи у ребенка может быть наследственной: если один из родителей смог заговорить только в позднем возрасте, генетически несвоевременно развиться речь может и у ребенка.
Физиологические предпосылки развития болезни являются первичными, так как связаны с физическим состоянием детей.
Социальные причины охватывают психологическую сферу ребенка. На становление речи может повлиять семья (возникает недостаток речевого взаимодействия), появление психосоматического синдрома – «госпитализма», недостаточность педагогических мер и невостребованность общения в социальной среде, где находится ребенок – часто причиной последнего состояния становится гиперопека. Как правило, социальные причины носят вторичный характер.
Для развития речи нежелательно учить детей говорить на двух разных языках сразу и воспитывать его в среде, где идет постоянный большой поток разной информации, которая сложна для понимания в младенчестве.
Но как показывает практика однозначно установить причину появления задержки речевого развития бывает крайне сложно.
Проявление ЗРР
Проявлениями задержки речевого развития могут стать следующие симптомы:
- неправильное протекание периода, предшествующего развитию оформленной речевой коммуникации (недостаточность произнесения гулящих звуков, лепета, однотипность звуков или полное их отсутствие);
- отсутствие реагирование на произношение звуков или речи в годовалом возрасте;
- в 1,5 года – недостаточность повторения звуков за другими людьми, малая активность при эхолалии, неуспешность подражания;
- неспособность у детей в 2 годика к повторению действий за другими людьми или выполнения простых заданий;
- неспособность произнесения цельных слов в 2-летнем возрасте;
- в 3 года – невозможность формирования ребенком простых фраз или предложений, соединения слов между собой (задержка экспрессивной речи);
- абсолютное отсутствие речи любого качества и объема в 3 года (за исключением повторения ранее запомненных фраз);
- использование в большей степени мимики и жестов в коммуникации для отражения реальности эмоционального состояния ребенка.
Проявление любого из симптомов может свидетельствовать о наличии заболевания. Задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленного вмешательства врачей.
Диагностика задержки речевого развития
При подозрении на развитие задержки речевого развития требуется проконсультироваться с несколькими специалистами для установления точной причины отклонения и назначения адекватного лечения.
Требуется консультация логопеда, педиатра, психолога, психиатра и отоларинголога, причем самым первым врачом станет педиатр, так как он может оценить общее состояние ребенка и дать направление к нужному специалисту.
Неврологический осмотр с проведением нужных исследований состояния головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий) требуется для определения наличия патологий в головном мозге.
Отоларинголог исключает присутствие ушных заболеваний (глухоты и хронического отита), а также аденоидов.
Расширенное обследование нарушения проводит логопед. На первом этапе собирается анамнез болезни, а также заключений предыдущих специалистов о наличии или отсутствии сопутствующих отклонений. Определяется текущее состояние речевого аппарата, особенности коммуникации ребенка, состояние слуховых и зрительных реакций.
При исследовании речи детей до года, как правило, рассматривается поведение как в естественной среде, так и искусственно созданной. Анализируются доречевые реакции и голосовые проявления малыша.
В более позднем возрасте, если в речи есть слова, фиксируется момент, в который они были произнесены, проверяется обширность активного и пассивного словарного запаса, общее речевое поведение ребенка, присутствие фраз или предложений.
Для диагностики психологического и речевого развития психологи детского профиля и логопеды используют Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкала раннего речевого развития.
Задержку речевого развития нужно отделить от общих отклонений (аутизма, олигофрении, мутизма) и общего недоразвития речи любого из уровней.
Коррекция состояния задержки речевого развития
Способ лечения задержки речевого развития зависит от того, какими причинами были вызваны отклонения в протекании развития. Если задержка развития речи у ребенка носит социальный или психологический характер, нужно организовать ребенку среду, подходящую для гармоничного развития коммуникационных навыков.
Должна проводиться стимуляция речи ребенка, грамотный подбор необходимого словарного запаса и материала, демонстрирование модели правильного ведения разговора, проговаривание всех действий и окружающих предметов.
Медикаментозное лечение детей с заболеванием ЗРР
Если у ребенка наблюдаются патологии мозга, спровоцировавшие задержку речи, лечение должно проводиться совместно с детским неврологом с учитыванием его рекомендаций. Обычно назначается курс ноотропов, транскраниальная микрополяризация, массаж, терапия магнитами, электрорефлексотерапия.
Магнитотерапия и электрорефлексотерапия являются процедурами, направленными на восстановление правильной работы мозговых центров, ответственных за воспроизведение речи, слух, дикцию, активность речи, интеллектуальные способности в целом и речевой запас. У данных процедур есть противопоказания, поэтому нужно их учитывать при подборе лечения.
Эффективен логопедический массаж, при котором врач-логопед стимулирует определенные точки языка, губ, щек и ушных мочек. В отдельных ситуациях дополнительно могут быть назначены авторские массажные методики – Новиковой, Приходько, Дьяковой, Краузе.
Аналогично действуют логопедические упражнения – обычно их используют, когда лечится задержка речевого развития у детей 3 лет. Направлено такое лечение на улучшение моторики языка, подвижность мышц лица и губ. Наиболее распространено звукоподражание, скороговорки, гимнастики для лицевых мышц.
При выполнении упражнений важна регулярность. В качестве альтернативного лечения используются методики дельфинотерии и иппотерапии.
Лечение ЗРР посредством упражнений
Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии состояния требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.
Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:
- лечебные дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
- деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
- процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
- расширению активного и пассивного словарного запаса;
- улучшение навыков связного выражения мыслей.
Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.
Профилактические меры и прогноз течения заболевания
Задержка речи у детей хорошо поддается коррекции. Важно вовремя начать лечение, так как в более молодом возрасте оно является максимально эффективным – при проведении интенсивной терапии в детстве дети с отклонениями могут уже к 5-6 лет достигнуть должного уровня, даже если раньше у них наблюдалась задержка речевого развития.
2 года – возраст, при котором лечение даст достаточно быстрый и эффективный результат, дети старше хуже поддаются терапии.
Максимальная эффективность терапии достигается при комплексном подходе к лечению: нужно соблюдать все рекомендации врачей, в компетенции которых находится конкретный вид отклонения.
Также важна среда, в которой развивается ребенок: помимо лечебных мероприятий нужно создать подходящую для развития коммуникации обстановку.
Профилактикой появления состояния, связанного с таким заболеванием, как задержка речевого развития у ребенка, являются следующие мероприятия:
- создание условий, необходимых для гармоничного протекания беременности;
- сокращение риска получения ребенком удушения при родах и родовых травм;
- обеспечение нормального протекания постнатального развития;
- создание нормальных семейных условий для развития речевой коммуникации;
- предоставление детям развивающих игр, игрушек;
- обеспечение нормального, актуального, адекватного возрасту ребенка информационного потока.
Для контроля состояния ребенка при задержке речевого развития (как текущего, так и вылеченного) необходимо регулярное посещение логопеда в профилактических целях. Даже если состояние не имеет признаков ЗРР, желательно посещать врача для оценки текущего развития.
Возможные последствия
Если лечение начато своевременно (в год или раньше), обычно негативных последствий для ребенка не бывает. Но задержка речевого развития у детей 3 лет требует быстрого лечения, так как при отсутствии должной терапии отклонение может стать причиной следующих последствий:
- интеллектуальное и психологическое запаздывание в прогрессе по сравнению с детьми аналогичного возраста;
- при отсутствии должной терапии – постепенное усиление этого различия;
- ошибки в построении речи, упрощенность фраз, мышления;
- трудности при последующем образовательном и познавательном процессе, особенно во время учебы в школе.
Во избежание данных состояний важно следить за прогрессом речевого аппарата ребенка с рождения.
Задержки речевого развития у детей хорошо поддается лечению: при своевременной терапии ребенок может достаточно быстро догнать своих сверстников по уровню возможностей речевой коммуникации. Важно точно установить истоки проблемы, так как задержка развития речи у детей может быть спровоцирована не только психологическими с социальными причинами, но и биологическими как признак более серьезного заболевания. Что делать в каждом конкретном случае, вам лучшего всего подскажет врач-специалист.
Задержка речевого развития – овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года.
Речевое нарушение не может быть выявлено до трехлетнего возраста. В 3 года диагноз ставится при наличии следующих симптомов:
- Полное отсутствие речи
- Ребенок говорит хуже, чем сверстники
- Дикция нечеткая, понять сказанное затруднительно
- Отсутствует или редко появляется повторение за родителями
Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.
До года
Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.
- С первых дней – крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
- С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
- С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
- 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
- Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» – автомобиль, «куп-куп» – принятие ванны).
- С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).
Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.
От года и старше
После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:
- Для годовалого младенца – 4-6 слов.
- В полтора года возрастает до 25-40.
- Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
- Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
- В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
- К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.
Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.
Разновидности задержки речевого развития
Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:
- Темповая задержка речевого развития : ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление “языковым взрывом”.
- – нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
- Задержка речи, вследствие снижения слуха .
Причины
Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:
Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:
- Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
- Травмами головы
- Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
- Постинфекционными осложнениями
Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.
- Длительные болезни, препятствующие контакту с ровесниками.
- Гиперопека, мешающая формированию социальных связей.
- Игнорирование ребенка со стороны родителей, нежелание взаимодействовать с ним.
- Нарушения слуха, затрудняющие понимание.
Диагностика
Диагностика включает в себя следующие обследования:
- Невропатолог даст направление на обследования мозга, проанализирует их результаты и примет решения о назначении лекарственной терапии.
- ЭЭГ и компьютерная томография позволяют выявить мозговые нарушения.
- Отоларинголог проверит слух – возможно, проблема связана с его нарушением.
- Логопед-дефектолог и психолог произведут оценку общего развития и предоставят коррекционную методику преодоления недуга.
Лечение и коррекция
Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь
Лекарственные препараты
Врачи назначают следующие медикаменты:
- Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус.
Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста:
1 штуку – с 7 до 10 лет.
2 штуки – с 10 до 18.
3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия.
Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.
Также при зрр могут назначить:
- Глиатилин
- Пантогам
- Глицин
- Циннаризин
- Магне B6
- Нейромультивит.
Многие мамы опасаются лекарств, считая, что все исправится по мере взросления. Это ошибочное мнение. Задержки речевого развития во многом связаны с работой мозга, а значит, если эту часть организма не поддерживать, лечение не будет эффективным.
Массаж
Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.
Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.
Коррекционная работа
Упражнения и игры будут не менее полезны.
Пальчиковые игры и рисование.
Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.
Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.
Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.
Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.
Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.
Кормление птиц – и яркие эмоции, и .
- Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
- Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.
Если реакции нет – сами медленно проговорите правильный ответ, указывая на нужный предмет пальцем
- Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
- Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней – обучение ребенка важнее стеснения.
- Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?
Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.
Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – сложное заболевание, при котором развитие речи значительно отстает от принятых возрастных норм. Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, к 3-4 годам он должен внятно и связно говорить. ЗРР отмечается в том случае, когда интеллектуальное развитие ребенка соответствует его возрасту, а речь значительно отстает. Это заболевание эффективно лечат у детей до 7 лет. Как же вовремя его распознать?
Нормы развития детской речи
У каждого ребенка свой темперамент, своя наследственность. На его развитие влияет множество факторов. Приведенные нормы являются относительными: если развитие речи малыша отклоняется на несколько месяцев, переживать не следует. Также нужно учитывать, что мальчики обычно начинают говорить на 5 месяцев позже девочек. На приведенные данные нужно ориентироваться, чтобы выяснить, соответствует ли речь крохи его возрасту.
Малыш должен уметь:
- к году произносить не менее 10 слов, понятных ему самому и близким людям (при этом ребенок должен знать название простых предметов и известных ему действий);
- к 2 годам говорить короткими предложениями (из 2-3 слов), его словарный запас увеличивается до 100 слов;
- в 2,5 года правильно (или почти правильно) произносить около 300 слов, знать и называть свое имя, использовать прилагательные, задавать несложные вопросы;
- к 3 годам составлять небольшой рассказ из нескольких предложений, правильно употреблять все части речи (слова ребенка должны быть понятны посторонним людям), его словарный запас увеличивается до 1000 слов;
- на 4 году жизни строить предложения более чем из 4 слов, правильно произносить почти все звуки, менять интонацию, отвечать на вопросы.
К специалисту следует обращаться, если к 3-4 годам ребенок непонятно даже для родителей произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно, часто употребляет фразы из мультфильмов, не способен составить предложение из 3 слов. Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, необходимо немедленно посетить врача. Вовремя начатое лечение ЗРР дает малышу все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной учебы.
Причины проблемы
Все причины задержки речевого развития ребенка специалисты делят на 2 группы. К физиологическим факторам относятся те, которые связаны со здоровьем малыша. Лечение ЗРР, вызванной такими проблемами, всегда проходит сложнее и требует помощи разных специалистов. К социальным относятся те причины, которые зависят от окружения малыша, особенностей его воспитания.
Физиологические причины ЗРР:
- нарушение слуха;
- проблемы со зрением;
- слабое развитие органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба;
- поражение головного мозга;
- травмы или серьезные заболевания в период новорожденности;
- заболевания, вызванные внутриутробными травмами;
- проблемы во время беременности матери, употребление ею алкоголя;
- преждевременные или трудные роды;
- некоторые врожденные заболевания: синдром Дауна, ДЦП, гиперактивность, аутизм;
- наследственность.
Социальные факторы:
- недостаточное внимание, уделяемое ребенку, когда ему не с кем разговаривать;
- невнятная речь родителей и окружающих людей;
- чрезмерная опека родителей, ведущая к лишению мотивации говорить;
- частые эмоциональные стрессы;
- постоянная работа телевизора, наличие посторонних звуков, окружающих ребенка;
- общение в семье на нескольких языках.
Почему нужно обращаться к врачу?
Если не начать необходимое лечение задержки речевого развития самое позднее в 7 лет, ребенок будет заметно отставать от сверстников в школьном возрасте. Такому малышу придется посещать только специализированную школу. Родителям будет необходимо всегда наблюдать за состоянием ребенка. Повышение умственной или физической нагрузки, заболевания (даже легкие), прививки могут привести к ухудшению его самочувствия и вызвать нарушение сна, головную боль, носовое кровотечение, истерику, снижение памяти, агрессию.
Лечение нарушений в речевом развитии проводит не только логопед. Этот специалист занимается лишь постановкой звуков у детей 4-5 лет. Что же делать, если ребенок более младшего возраста разговаривает с явными нарушениями речи? Откладывать диагностику и лечение нельзя ни в коем случае.
После выяснения причин задержки речевого развития устранением проблемы может заняться специалист. С 3-летними детьми работают дефектологи, психологи, невропатологи, психиатры, корректологи. При наличии у ребенка врожденного неврологического заболевания невропатолог может начать его лечение уже в годовалом возрасте. Детей 4-5 лет внятно и грамотно говорить учат логопеды.
Методы лечения
Родители всегда интересуются – со скольких лет малыша нужно лечить? По мнению врачей, лечение следует начинать, как только появились первые подозрения на патологию. С детьми 3-4 лет уже могут работать все специалисты, занимающиеся развитием речи. Существует несколько методов лечения ЗРР.
Медикаментозный способ заключается в принятии ребенком определенных лекарств. Все препараты назначаются детским невропатологом после тщательного обследования. Такие лекарства активизируют деятельность речевых зон и «подпитывают» нейроны головного мозга. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребенку те или иные препараты, их должен назначать только врач.
Физиотерапия включает в себя магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Эти процедуры позволяют восстанавливать функционирование определенных зон головного мозга, которые отвечают за словарный запас, умственные способности, дикцию. Их можно применять с 2 лет. Противопоказаниями являются эпилепсия, судорожный синдром, психические расстройства.
Лекарственная терапия и физиотерапия обязательно должны сопровождаться работой педагога-корректолога, иначе они окажутся малоэффективными. Специалисты работают с детьми от 3 лет и помогают исправлять дефекты развития, предупреждают возможное возникновение речевого торможения, учат справляться с трудностями в процессе лечения. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план лечебных занятий в форме игры.
Как помочь врачам?
Лечение будет более успешным, если специалистам будут помогать родители. Ребенок проводит с ними большую часть времени, поэтому регулярные занятия с мамой и папой дадут огромный положительный эффект. Чтобы определить, какую работу родителям необходимо ежедневно проводить с ребенком, следует проконсультироваться со специалистом.
Хорошие результаты приносят следующие упражнения.
- Пальчиковые игры. Развитие ручной моторики улучшает и функционирование артикуляционного аппарата. С 2-3 лет ребенку полезно собирать пазлы, конструктор, играть с кубиками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами, лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на леску.
- Подвижные игры. Для развития речи полезны игры, направленные на умение ориентироваться в пространстве, ловко двигаться, изменять скорость и направление движения. Хорошо, если все действия ребенка будут сопровождаться словами.
- Музыкальные игры. Они отлично развивают внимание, учат сосредотачиваться, улавливать изменение тембра, ритма. Можно угадывать голоса животных, различные музыкальные инструменты, с детьми постарше – названия мелодий.
- Развитие зрительного внимания. Для улучшения речи незаменимы игры с разноцветными предметами, геометрическими фигурами, специальными карточками.
- Массаж. Он необходим в том случае, если ЗРР вызвана отклонениями в психофизическом развитии ребенка. Профессиональный массаж лучше доверить специалисту, а общеукрепляющие движения под силу делать и родителям.
Любое занятие требует системного подхода, поэтому ему нужно уделять внимание ежедневно. В процессе лечения обязателен контроль специалиста. Малыша 3 лет необходимо показывать дефектологу 1 раз в неделю. Ребенку 4 лет потребуется дважды в неделю встречаться со специалистами. Чтобы усилить эффект лечения, при общении с ребенком соблюдайте несложные правила:
- не говорите при малыше о его проблеме, не стесняйтесь его речи;
- вызывайте у крохи желание подражать взрослому в речи, эмоциях;
- озвучивайте все действия, которые вы или ребенок совершаете, не бойтесь повторений одних и тех же слов;
- используйте простые предложения (из 3-4 слов), когда общаетесь с крохой;
- читайте малышу доступные для его понимания сказки, стихотворения;
- ограничьте или вовсе исключите просмотр телевизора;
- пойте с малышом песни ежедневно хотя бы по 5 минут;
- развивайте дыхательную систему малыша: учите его играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри;
- не принуждайте кроху к занятиям, делайте это в форме игры;
- массируйте детские ручки и пальчики специальным массажером, для этого можно использовать еловые или сосновые шишки;
- если ребенок устал, отложите занятия на более благоприятное для него время;
- всегда поощряйте улучшение речевого развития малыша.
Самые «продвинутые» методы лечения могут быть малоэффективными, если ребенок развивается в неблагоприятной среде. Для стимуляции его речевого развития необходимы дополнительные методы, например дельфинотерапия, иппотерапия. Эффект лечения может усилить даже общение ребенка с домашним животным. Главное – помнить: чем раньше будет начата коррекция речи, тем быстрее и проще будет достигнут результат.
Развитие и становление речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от множества факторов. Не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении тревожных сигналов в задержке речи ребенка, возможно, потребуется помощь специалистов, если справиться своими силами с проблемой не получается.
Какие признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? И когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье.
Нормы развития речи у ребенка
Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим. Главная задача родителей - вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности.
Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.
Становление речи в первый год жизни
Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.
Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления. С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова. Совершенствуется речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого.
К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине.
Развитие речи от года до трех лет
С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный. Ребенок с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами учится обобщать их.
После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.
Причины отклонения
Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:
- Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
- Родовые травмы.
- Травмы головы в раннем возрасте.
- Психологические травмы, задержки нервно-психического развития.
- Проблемы со слухом.
- Ограниченное общение взрослого с ребенком.
Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем. Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики. Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше.
Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности.
Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает. Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость. В зависимости от степени заболевания назначается корректное лечение врачом-отоларингологом.
Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им. Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь. Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать.
Развитие речи детей 3-4 лет: норма и задержка
До трехлетнего возраста диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему. Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы. Не распознает и не может назвать простые предметы. При наличии этих симптомов ребенку необходима помощь. Вполне вероятно, что эти проблемы могут исчезнуть после простых упражнений с родителями. Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.
Задержка развития речи у малышей до пяти лет
После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи. Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.
Признаки проблемы
Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:
- Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.
- Отсутствие лепета до 9 месяцев.
- Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.
- Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.
- Словарный запас не расширяется к двум годам.
- Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.
- Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.
- Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.
- Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.
- Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.
Задержка речевого развития - когда нужно бить тревогу?
Развитие речи имеет довольно размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Процесс становления речи - сугубо индивидуальный. Учеными также зафиксировано, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки. Однако и процент задержек в развитии речи у мальчиков выше.
Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит. Если у малыша страдает только речь, то причина кроется в индивидуальной готовности к становлению речи. Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалисту.
Методы терапии и коррекции
Методы лечения задержки развития речи:
- Медикаментозный.
- Занятия со специалистами.
Если во время обследования специалистами, например, детским неврологом, ребенку будет поставлен диагноз, связанный с поражением головного мозга, то, как правило, назначается медикаментозное лечение. Оно идет параллельно с занятиями у логопеда, массажиста, детского психолога, если этого требует ситуация.
Специалисты, помогающие детям с задержками речевого развития
Родителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится. Этим занимается ряд специалистов:
- Логопед.
- Дефектолог.
- Невролог.
- Сурдолог.
- Психолог.
Каждому родителю следует знать, когда и зачем необходимо обращаться к тому или иному врачу. Логопеды помогают поставить правильное звуковое произношение, проводят массаж речевой мускулатуры, улучшают дикцию.
Дефектологи зачастую работают в тандеме с логопедом, основная задача этих специалистов - устранение проблем в развитии у детей с психическими и (или) физическими недостатками.
Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга. Психологи помогают развить память, внимание, мелкую моторику рук, справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержки в развитии речи.
Сурдолог - это врач, помогающий в лечении заболевания слуха.
Профилактика
Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет - это крайне неприятно для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике описанной проблемы является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, постоянное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук - рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.
Методы лечения ЗРР
Медицинские
При отставании малыша в развитии речи часто невролог или невропатолог назначает такие медикаменты:
- Когитиум – стимулирует нормальное функционирование работы зон головного мозга, отвечающие за развитие речи;
- Лецитин, Энцефабол, Кортексин, Актовегин, Нейромультивит – ноотпропные препараты, что используются для питания головного мозга. Это ускоряет формирование нейронов.
Все таблетки выписываются исключительно врачами. Не давайте лекарство самостоятельно, ведь если кому-то препарат помог, то вашему ребенку он может быть противопоказан.
Педагогические
Лекарственная терапия – не панацея от ЗРР. С детьми должны заниматься дефектолог и логопед.
Перед дефектологом стоит задача повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Педагог использует систематические игры, которые корректируют негативные факторы развития и восстанавливают речевую функцию. Это сказкотерапия, подражание звуков, гимнастика языка и лица, развитие мелкой моторики и т.д. Занятия с врачом-дефектологом начинаются после двух лет. Медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с патологией речи.
Логопед работает с малышами 4-5 лет. Врач учит ребенка правильно выговаривать буквы, строить предложения и формировать рассказы.
Но вы и сами должны освоить навыки, как научить ребенка выговаривать буквы.
Коррекционные
Методика заключается в физиотерапии, которая восстанавливает части головного мозга, речевую функцию и умственные способности. Самыми эффективными методами считаются:
Магнитотерапия
С помощью низкочастотных волн стимулируется течение химических и психических процессов в организме. Противопоказана детям до 2 лет.
Электрорефлексотерапия
Врач специальным аппаратом воздействует на части мозга, которые отвечают за развитие речи. Метод применяется у малышей с полугода, но имеет противопоказания: эпилепсия, судороги, психический разлад.
Альтернативные
Вспомогательными методами могут быть:
- Дельфинотерапия – лечение с участием дельфинов;
- иппотерапия – лечебная верховая езда;
- развивающие уроки ;
- арт терапия – лечение рисованием;
- остеопатия – ручной метод воздействия на структуру тела ребенка, который позволяет восстановить различные нарушения.
Мы уже говорили о причинах и признаках задержки речевого развития (ЗРР) у двухлеток, а также рассматривали методы лечения у детей, доступные в домашних условиях. Если же, несмотря на все ваши усилия, к трем годам кроха так и не начал хорошо говорить, стоит задуматься о полноценной диагностике задержки речи и ее профессиональном лечении.
Признаки задержки речевого развития у трехлетки
В 3 года у малыша должен быть обширный словарный запас из нескольких десятков существительных, глаголов и прилагательных. Из них ребенок должен уметь осознанно составлять простые предложения, которые отражают его мысли и желания.
Если трехлетка повторяет лишь фразы из книжек или мультфильмов, не понимая их значения, это является симптомом задержки речевого развития.
Тревожным признаком считается и ограниченный словарный запас, а также неумение компоновать предложения из заученных слов.
Пассивный словарный запас можно оценить по тому, насколько хорошо кроха воспринимает просьбы взрослых. Если ребенок не понимает простые вопросы и не знает названия предметов обихода, скорее всего, причина в ЗРР.
Плохо, если ребенок в попытке говорить постоянно торопится, из-за чего пропадают окончания слов и его речь становится непонятной даже для близких. Случаются и обратные ситуации, когда кроха слишком растягивает слова, говорит медленно, но невнятно. Другим симптомом ЗРР может быть постоянно приоткрытый ротик и обильное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.
Диагностика задержки речи в 3 года
Комплексная диагностика ЗРР начинается свизита к педиатру , который определяет общее состояние ребенка, выявляет потенциальные причины задержки речи и дает направление к одному из узкопрофильных специалистов: отоларингологу, психиатру, неврологу или логопеду. В процессе диагностики устанавливается точный диагноз задержки речи, независимо от наличия нарушений общего развития.
Визит к отоларингологу обязателен, если имеются подозрения на то, что ребенок не воспринимает речь на слух. Доктор должен исключить не только тугоухость, но и наличие воспалительных процессов, аденоидов и хронического отита.
Поскольку причиной задержки речи в отдельных случаях становится нарушение работы головного мозга, детский невролог может направить малыша на ряд обследований, включая электроэнцефалограмму, эхо-энцефалограмму, МРТ и дуплексное сканирование артерий головы.
В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Скачайте чек-лист «Задержка речевого развития у ребенка» и узнайте нормы развития речи у детей, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!
Хотя логопеды обычно работают с детками старше четырех лет, педиатр может направить вашего трехлетку на логопедическое обследование . Для определения состояния психомоторного развития крохи используется денверский тест, дополнительно применяют шкалу речевого развития. Профессионал может определить объем не только активного, но и пассивного словарного запаса ребенка, а также оценить его общую речевую активность, выявить присутствие связной речи, что не всегда по силам родителям. Доктор оценивает состояние речевого аппарата, уровень развития моторики и качество зрительных и слуховых реакций.
Задержка речи у ребенка 3 лет, лечение
- По результатам диагностики невролог или невропатолог может назначить лекарственное лечение ЗРР. Для ускорения формирования нейронов и их укрепления используются такие препараты, как Лецитин, Кортексин, Нейромультивит и Актовегин. Для активизации работы зон мозга, отвечающих за речь, назначается Когитум. Помните, что использовать данные препараты можно исключительно по назначению врача.
- Микротоковая рефлексотерапия применяется для восстановления тех участков мозга, которые отвечают за речевую активность, накопление словарного запаса, дикцию и интеллектуальную деятельность. Процедуры проводятся специалистом с использованием медицинского оборудования строго по назначению доктора. Противопоказаниями для данного вида терапии являются эпилепсия, судорожный синдром и психические заболевания. Магнитная терапия не имеет таких противопоказаний, потому может служить альтернативой электрорефлексотерапии.
- Помимо занятий с дефектологом для коррекции детской речи рекомендуется логопедический массаж. В ходе сеанса специалист воздействует на определенные активные точки, расположенные на руках, мочках ушей, щеках, губах и даже языке. В отдельных случаях назначается зондовый массаж.
Существуют альтернативные методики лечения ЗРР, однако к их выбору нужно подходить индивидуально. Одни детки хорошо реагируют на иппотерапию или дельфинотерапию, другим же больше подходит музыкальная или арт-терапия.
Лучшие результаты достигаются при комплексном применении лекарственного лечения, логопедического массажа, микротоковой рефлексотерапии и дополнительных занятий с дефектологом или логопедом. Не стоит забывать и о домашних развивающих играх и занятиях, совместном чтении и работе над мелкой моторикой. Комплекс мер по активизации речи должен выполняться систематически и регулярно, только в этом случае можно обеспечить малышу полноценное развитие.
Развиваясь, ребенок начинает издавать разные звуки. По мере роста они становятся похожими на слоги и со временем переходят в слова. Длительность в речевом развитии детей различна. Кто-то начинает «агукать» уже в шесть месяцев, а кто-то до 2 лет не издает, кроме плача, ни звука. Если у ребенка наблюдается отставание от речевых норм – это повод начать беспокоиться, так как есть вероятность возникновения такого заболевания, как задержка речевого развития. Сущность этого заболевания и признаки его проявления должны знать все мамы и папы. Чем раньше оно будет выявлено, тем эффективнее пройдет лечение.
Отставание в развитии речи определяется у детей к трем годам. Оно характеризуется отсутствием речевых звуков к одному году, фрагментной речи к двум годам и связной речи к трем годам. Задержка выявляется в среднем у 3 — 10% детей. Это заболевание может негативно повлиять на развитие психики, памяти, воображения, мышления, внимания и формирование межличностных отношений малыша. Поэтому родители, у чьих чад оно выявлено, должны обратиться за консультацией к педиатру.
Данное заболевание обычно само по себе не появляется. Задержке способствуют, с одной стороны, причины биологического характера:
- осложненная беременность;
- патологии плода;
- внутриутробные инфекции;
- травмы при родах;
- недоношенность либо переношенность;
- высокое внутричерепное давление у новорожденного;
- наследственность;
- физические увечья;
- задержка развития головного мозга;
- патологии слухового аппарата;
- плохое развитие мышц лица;
- медленное развитие нервной системы.
С другой стороны, с задержкой речи могут быть связаны длительные психические расстройства, вызванные отсутствием возможности удовлетворения необходимых потребностей – сна, пищи, общения с матерью и отцом. Негативное воздействие оказывает и гиперопека: среда, в которой речевое общение ребенка не востребовано, так как родители предупреждают все его желания, не развивая в нем личную активность. Очень вредно малышу находиться в слишком информированной среде, в которой он постоянно сталкивается с большим объемом информации, не соответствующей его возрасту. В результате малыш перестает прислушиваться к звукам и осмысливать их значение, пытается произносить фразы и выполнять артикуляционные упражнения, которые не имеют отношения к развитию речи.
Характерные симптомы
Помочь ребенку смогут также и специальные игры.
Наличие задержки в речевом развитии могут определить и родители, так как именно они постоянно находятся с детьми и следят за тем, какие звуки они произносят. Для этого необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами:
- 2 — 4 месяца . Ребенок начинает издавать отдельные звуки, гласные звуки с задержкой («у-у-у», «о-о-о», «а-а-а», «э-э-э») и потом гулить (плавный переход одного звука в другой, например, «а-а-э-э-о-о», «а-а-у-у-э-э»). При этом ребенок реагирует на обращение взрослых – улыбается, плачет, агукает;
- 5 — 8 месяцев . В этот период у ребенка наблюдается звучное гуление, к гласным звукам начинают добавляться согласные и появляться определенные слоги. Ребенок совершенствует произвольный лепет, совмещает гласные и согласные, а также ведет со взрослыми своеобразный диалог, при этом прислушиваясь время от времени к их произношению. Не исключено, что в этот период ребенок может целенаправленно произносить слоги, например, попросить что-либо;
- 9 — 12 месяцев . Ближе к году ребенок пытается делать сочетания звуков, например, «ма-ма-ма», «ня-ня-ня», «па-па-па»;
- 1 — 1,5 года . На данном этапе наблюдается реакция на собственное имя и имена близких, а также слова, обозначающие окружающие предметы;
- 1,5 — 2 года . Ребенок уже может выговаривать простые словосочетания и предложения, просьбы («хочу пить», «дай игрушку»);
- 2 — 3 года . В этом возрасте можно услышать небольшие предложения, четко и без дефектов произнесенные слова.
Зная такие нормы, можно самостоятельно определить, отстает малыш в развитии речи либо нет. Если имеются определенные отклонения до 3 лет, нужно обратиться к педиатру. Он точно определит, стоит ли беспокоиться о речевой задержке и даст необходимые рекомендации.
Кстати, симптомы гиперактивности у ребенка : ненормально повышенная физическая активность, рассеянность, неусидчивость, импульсивность и плохая память, более подробнее — читайте в соответствующей статье.
Домашние средства от испуга ребенка , которые доказали свою эффективность- травы, настойки и сборы. Ну и конечно психологическая работа с ребенком.
Как диагностировать задержку?
Для диагностирования задержки развития речи могут потребоваться консультации с неврологом, отоларингологом, психиатром, логопедом, психологом и дефектологом. При обнаружении возможных признаков заболевания необходимо сперва обратиться к педиатру. Врач проанализирует соматический статус, определит возможные отклонения в речевом развитии и направит к необходимому специалисту.
Невролог определяет микроорганические поражения мозга. При этом проводятся ЭХО-ЭГ, ЭЭН, сканирование артерий мозга. Отоларинголог назначает обследования для определения наличия отита, тугоухости и аденоидов.
Логопед делает анализ анамнестических сведений, формирования моторики ребенка, речевого и слухового аппарата, особенностей коммуникативной деятельности. У детей до 12 месяцев определяется голосовая и доречевая активность. После 1 года специалист выясняет время появления слов, объем словаря, активность речи, а также фрагментную и связную речь.
Полный анализ снижения активности становления речи состоит из следующих обследований:
- определение моторики лицевых мышц для выявления неспособности совершать движения языком;
- оценка слуха ребенка и определение возможных проблем. Обследование проводит сурдолог;
- тестирование. Проводятся тесты по шкале Гриффитс, шкале Бейли, по шкале раннего речевого развития и денверский тест;
- беседа с родителями по методике Комаровского о задержке с целью определения, какие методы они используют для общения с ребенком;
- определение уровня осознания и воспроизведения звуков;
- определение стимуляции формирования речи. Проводится анализ информации о домашнем воспитании и окружении;
- может потребоваться обследование деятельности головного мозга. Для этого проводятся ЭКГ, МРТ и ЭХО-ЭГ.
Лечение заболевания
Если задержка речевого развития выявляется у малыша своевременно, заболевание быстро и легко вылечивается. Многие мамы и папы полагают, что если дефектолог проведет курс по нормализации произношения звуков, этого будет достаточно. Это совершенно неправильно. Исправление формирования речи предполагает комплексное лечение:
- медикаментозная терапия . Ребенку могут быть назначены медицинские препараты («Ноотропил», «Нейромультивин», «Лекцитин», «Когитум», «Кортексин», «Актовегин») для стимуляции кровообращения мозга и улучшения его интегративной функции. Лекарственные средства назначаются исключительно врачом. Самолечение задержки исключается;
- лечебная терапия . Участки мозга, отвечающие за активность произношения, умственные возможности, словарный запас и дикцию, подвергают воздействию тока небольшой силы. Такая процедура позволяет активизировать их деятельность, стимулировать речевое развитие и познавательные процессы;
- альтернативная терапия . В отдельных случаях доктор может назначить дельфинотерапию и иппотерапию;
- коррекция дефектолога . При использовании наглядных, практических и технических средств реабилитации, постоянных игровых упражнений исправляются негативные тенденции речевого созревания, предупреждаются второстепенные отклонения;
- логопедический массаж . Проводится массаж определенных участков языка, щек, губ, а также рук и ушей. В исключительных случаях назначается массаж Приходько, Краузе, Новиковой;
- домашние занятия . Кроме лечебных мероприятий, рекомендуется и дома заниматься с ребенком, например, различными упражнениями для укрепления языка, мышц лица, слухового аппарата. Это могут быть различные звуковые подражания, песни, сказки, упражнения для мышц лица и моторики рук и другие. Занятия с ребенком должны носить регулярный характер.
Какие могут быть последствия?
Несвоевременное лечение либо его отсутствие могут привести к следующим последствиям:
- большому отставанию интеллектуального и психического развития от сверстников;
- трудностям с посещением образовательных учреждений. Обычно детям с неразвитой речью показана вспомогательная школа.
В заключение
Если вы заметили, что ваш ребенок плохо разговаривает, в то время, как его сверстники уже могут выговаривать небольшие предложения, стоит обратиться за помощью к специалистам. Очень важно установить причину задержки. В противном случае провоцирующий фактор не будет устранен, и лечение ребенка не даст положительных результатов. При обнаружении признаков задержки становления речи необходимо пройти комплексное обследование, чтобы определить точный диагноз.
Заболевание легче предупредить, чем заниматься его лечением и использовать дорогостоящие медицинские препараты. Поэтому родителям необходимо чаще общаться со своим чадом. Ребенок, растущий в атмосфере любящего родительского внимания, редко испытывает сложности с развитием речи.