Суть 50 статьи конвенции о правах ребенка. Краткая редакция конвенции о правах ребенка
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО...
Краткое содержание Конвенции о правах ребенка
Конвенция - это международный юридический
документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет.
Конвенция принята 20 ноября 1989 года.
На территории нашей страны
Конвенция о правах ребенка
вступила в законную силу
15 сентября 1990 года.
Это значит, что наше государство
должно соблюдать все положения данной Конвенции.
Статья 1
Определение ребенка
Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами, заключенными в данной Конвенции.
Статья 2
Предотвращение дискриминации
Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.
Статья 3
Наилучшее обеспечение интересов ребенка
Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.
Статья 4
Осуществление прав
Государство должно делать все возможное, чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной
Конвенцией
Статья 5
Воспитание в семье и развитие способностей ребенка
Государство должно уважать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребенка с учетом его развития.
Статья 6
Право на жизнь, выживание и развитие
Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.
Статья 7
Имя и гражданство
Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.
Статья 8
Сохранение индивидуальности
Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.
Статья 9
Разлучение с родителями
Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.
Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (Кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам). Если. в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку).
Статья 10
Воссоединение семьи
Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения
Статья 11
Незаконное перемещение и возвращение
Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.
Статья 12
Взгляды ребенка
Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам. С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании.
Статья 13
Свобода выражения мнения
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.
Статья 14
Свобода мысли, совести и религии
Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.
Статья 15
Свобода Ассоциации
Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.
Статья 16
Защита права на личную жизнь
Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения. Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 17
Доступ к соответствующей информации
Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.
Статья 18
Ответственность родителей
Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.
Статья 19
Защита от злоупотреблений и небрежного отношения
Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы
и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку,
подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.
Статья 20
Защита ребенка, лишенного семьи
Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь
со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям,
которые уважают его родные язык, религию и культуру.
Статья 21
Усыновление
Государство должно следить за тем чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно
соблюдались его наилучшие интересы и обеспечивались гарантии его законных прав.
При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться
одинаковые правила, гарантии и нормы.
Статья 22
Дети-беженцы
Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам - оказывать
им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать
воссоединению с семьей.
Статья 23
Дети-инвалиды
Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении,
имеет право на особую заботу и достойную жизнь.
Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться,
готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью
Статья 24
Здоровье и здравоохранение
Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи,
чистой питьевой воды и полноценного питания.
Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности
и проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье.
Статья 25
Периодическая оценка при попечении
Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении.
Статья 26
Социальное обеспечение
Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.
Статья 27
Уровень жизни
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического,
умственного, и духовного и нравственного развития.
Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить
своим детям необходимые условия жизни.
Статья 28
Образование
Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование
должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее - доступным для всех детей.
В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение
к его человеческому достоинству.
Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.
Статья 29
Цели образования
Образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты,
умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания,
мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.
Статья 30
Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению
Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству,
он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи,
исповедовать свою религию
Статья 31
Отдых, досуг и культурная жизнь
Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной
и творческой жизни.
Статья 32
Детский труд
Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы.
Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому
развитию ребенка.
Статья 33
Незаконное употребление наркотических средств
Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного
употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей
в производстве и торговле наркотиками.
Статья 34
Сексуальная эксплуатация
Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.
Статья 35
Торговля, контрабанда и похищение
Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.
Статья 36
Другие формы эксплуатации
Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.
Статья 37
Пытки и лишение свободы
Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам,
жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей
семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.
Статья 38
Вооруженные конфликты
Государство не должно позволять детям до 1 5 лет вступать в армию или напрямую
участвовать в военных действиях.
Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.
Статья 39
Восстановительный уход
Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации,
то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство
собственного достоинства.
Статья 40
Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей
Каждый ребенок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии,
правовую и другую помощь.
Статья 41
Применение наивысших норм
Если законодательство отдельной страны защищает права ребенка лучше,
чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.
Статья 42
Соблюдение и вступление в силу
Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.
Статьи 43-54
касаются того, как взрослые и государства
должны сообща обеспечивать все права детей.
Полный текст Конвенции о правах ребенка
можно найти на веб-сайте
Детского фонда ООН ЮНИСЕФ:
www.unicef.ru
и веб-сайте Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: www.ombudsmandeti.ru
Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)
Конвенция - это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими полномочиями.
Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.
Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше сознание.
Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание,
развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.
Согласно Конвекции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища. Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда в приоритетном порядке.
Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.
Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.
Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы,
цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.
Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.
Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.
Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.
Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.
Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.
Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.
Статья 9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).
Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.
Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.
Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.
Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.
Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.
Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.
Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.
Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.
Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.
Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.
Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.
Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.
Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.
Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.
Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.
Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.
Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.
Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.
Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.
Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.
Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.
Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.
Статья 35 Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.
Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.
Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый
лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.
Статья 38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.
Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.
Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок,
обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.
Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.
Статья 42 Соблюдение и вступление в силу.
Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.
Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.
Что такое Конвенция о правах ребенка? Это международный договор, который утверждает признание ребенка как полноценной личности, у которой есть права. Конвенция признает за ребенком весь комплекс социально-экономических, гражданских, культурных прав человека и направлена на защиту его интересов. Конвенция выделяет детей как уязвимую демографическую группу, нуждающуюся в повышенной защите со стороны государства и мирового сообщества в целом. Конвенция о правах ребенка - это правовой акт, который обладает особым нравственным значением.
История принятия Конвенции
В ходе подготовки к Международному дню ребенка в 1979 г. Польша инициировала разработку Конвенции о правах ребенка. Какой год шла работа над этим договором, и наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция была подписана. Ее участниками стали 20 государств, все они состояли в ООН. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 02.09.1990 г. В настоящее время в Конвенции участвуют все 193 члена ООН. Конвенция учреждает Комитет ООН - специальный орган, который контролирует соблюдение государствами положений Конвенции и реагирует на нарушение прав детей.
25 мая в Нью-Йорке к Конвенции о правах ребенка приняли 2 факультативных протокола. 1 документ касается проблемы участия детей в вооруженных столкновениях, а 2 - торговли детьми, детской проституции и порнографии. В 2011 г. был принят Факультативный протокол о процедуре сообщений, поступающих Комитету по правам ребенка. Государства берут на себя обязательства выполнять предписания не только Конвенции, но и дополнительных протоколов к ней.
Поскольку Конвенция создана на базе ООН, она развивает основные принципы этой организации, выраженные в ее Уставе. На Конвенции основывается деятельность специализированного учреждения ООН - Детского фонда (ЮНИСЕФ). Вариантами эмблемы к Конвенции о правах ребенка могут быть логотипы самой ООН и Детского фонда.
Основные идеи
Сутью Конвенции о правах ребенка является в признании детей полноправной частью общества. Обеспечение прав ребенка сводится к выполнению 4 требований:
- выживание ребенка предполагает оказание ему медицинской помощи и предоставление всего, что необходимо для нормальной жизнедеятельности;
- развитие ребенка осуществляется с помощью образования, досуга и участия в общественной жизни;
- защита ребенка означает предоставление ему помощи в неблагоприятных ситуациях (во время войны, в случае инвалидности, лишения родителей, вовлечения в преступную деятельность);
- право на участие в общественной жизни (свобода мнения, совести, религии, доступ к культурному наследию, выбор языка).
Конвенция закрепляет 4 основных принципа:
- недопущение дискриминации;
- право ребенка на жизнь и достойное развитие;
- уважение личности ребенка;
- приоритет защиты интересов детей.
Конвенция о правах ребенка - это акт, устанавливающий определенные требования к государствам-участникам. Государство обязано создать условия для достойного воспитания детей и их подготовки к взрослой жизни. Конвенция устанавливает общие нормы, на основе которых государство выбирает механизмы защиты прав детей с учетом собственных культурных, политических, социальных особенностей.
В соответствии с 1 статьей Конвенции, ребенком признается человек, не достигший 18 лет, если законом его страны не установлен более ранний возраст наступления совершеннолетия. Ребенок имеет те же базовые права, что и любой человек: на жизнь, здоровье, имя, гражданство, образование, отдых, неприкосновенность личности, свободу, защиту чести и достоинства, выбор языка общения. Кроме этого, у ребенка должны быть следующие права:
- на игры и проведение досуга;
- на семью (если ребенок лишился родителей, государство должно заботиться о его опеке);
- на развитие в соответствие с его способностями и талантами;
- на помощь со стороны взрослых и государства;
- на получение особых условий жизни, если ребенок родился с ограниченными возможностями.
Люди, которые должны обеспечивать защиту прав ребенка, - это родители, опекуны, попечители, государство. На них возлагаются следующие обязанности:
- уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
- соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
- обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
- оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
- предоставить ребенку защиту;
- играть с детьми, создать все условия для их развития.
Конвенция о правах ребенка - это международный договор, в соответствии с которым государства берут на себя обязательства по защите детей. Государство, участвующее в Конвенции, обязано бороться с детской смертностью, помогать женщинам во время беременности и после рождения ребенка. Эти обязанности проистекают из принципа охраны материнства и семьи. Ребенка нужно защищать:
- от насилия;
- от использования его труда, если это препятствует обучению;
- от вовлечения в наркотическую зависимость;
- от торговли детьми, похищений;
- от информации, вредящей его нормальному развитию;
- от войны (несовершеннолетние не могут призываться на фронт);
- на более мягкое наказание в случае совершения им преступления.
Комитет ООН
Комитет ООН по правам ребенка был учрежден Конвенцией. Это специальный орган, который рассматривает сообщения о нарушениях прав ребенка. В него входят 10 человек из стран, состоящих в Конвенции о правах ребенка.
Комитет рассматривает поступающие сообщения, если они не анонимны. Он предлагает государству меры для исправления ситуации и запрашивает отчет. Если ситуация связана с торговлей детьми или вовлечением их на войну, Комитет проводит расследование. Он просит разрешения у государства, в котором произошло нарушение, на присутствие. По результатам расследования член комитета предлагает государству меры по устранению нарушения и контролирует их выполнение.
На данный момент Комитет может принимать сообщения о нарушении прав непосредственно от детей.
Рассмотрение сообщений Комитетом
Резолюцией Генассамблеи ООН от 19.12.2011 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о защите прав ребенка, который регулирует рассмотрение сообщений Комитетом. Сообщение - это жалоба лица на действия своего государства, нарушающие права, предусмотренные Конвенцией. Комитет рассматривает сообщение, если оно отвечает следующим условиям:
- не анонимное;
- оформлено в письменном виде;
- совместимо с требованиями Конвенции и протоколов;
- поставленный вопрос еще не рассматривался Комитетом или в порядке другой процедуры международного урегулирования;
- достаточно обосновано;
- исчерпаны все государственные средства защиты, или очевидно, что предоставление помощи затягивается;
- сообщение поступило в течение года после того, как закончились внутригосударственные средства защиты.
Комитет рассматривает полученные сообщения на заседаниях. После этого он направляет свои соображения государству, в отношении которого поступила жалоба. Основной принцип разрешения конфликтов - это дружественное урегулирование спора, основанное на уважении обязательств, утвержденных Конвенцией. Если существует угроза нанесения непоправимого вреда жертве нарушения, Комитет может просить государство о введении временных мер. Такая просьба может быть направлена еще до вынесения решения по жалобе.
Защита прав ребенка в России
Конвенция о правах ребенка в России вступила в силу 13 июня 1990 г. Во исполнение требований Конвенции в 1998 г. был принят Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Он развивает положения Конвенции и Конституции РФ о правах ребенка. При содействии Детского Фонда ООН и Министерства труда в 1998 г. в России появилась должность Уполномоченного по правам ребенка. Изначально эта должность была введена в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калужской, Волгоградской, Новгородской областях. В 2005 г. уполномоченные по правам детей России заключили соглашение о сотрудничестве и создали Ассоциацию. На сегодняшний день институт детского омбудсмена развивается не только на уровне субъектов РФ, но и образовательных учреждений, муниципальных образований.
В 2009 г. была создана должность Уполномоченного по правам детей при Президенте РФ. Первым на эту должность был назначен Алексей Головань, который до этого был детским омбудсменом от Москвы. На данный момент эту должность занимает Анна Кузнецова.
В 2009 г. появился Детский Общественный Совет при Уполномоченном по правам ребенка. Он действует на общественных началах и занимается вопросами, касающимися прав и законных интересов детей.
Законодательство РФ о правах ребенка
Права детей в РФ впервые были закреплены в Семейном кодексе. Они перечисляются в 11 главе - права несовершеннолетних детей:
- Право на жизнь в семье, получение воспитания.
- Знать родителей, общаться с ними и остальными родственниками. Если родители развелись, ребенок не утрачивает право на общение с ними обоими.
- Право на защиту. Ее должны осуществлять родители, законные представители, а в определенных случаях - суд, прокурор, орган опеки.
- Право на выражение своего мнения. Родители должны принимать решения, касающиеся интересов ребенка, с учетом его точки зрения. Если в судебном разбирательстве затрагиваются права ребенка, он вправе быть выслушанным.
- Право на фамилию, имя, отчество.
- Право изменить фамилию, имя, отчество.
- Право владеть имуществом и получать его по наследству.
Также в России действуют следующие законы, направленные на защиту прав детей:
- Федеральный закон об образовании.
- Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей.
- Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
- Федеральный закон об опеке и попечительстве.
Формы защиты
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ, каждый человек может защищать свои права любыми способами, не запрещенными законом. Ребенок в силу своей незрелости не всегда способен самостоятельно отстаивать собственные права и свободы. Ст. 56 Семейного кодекса РФ говорит о том, что ребенок может самостоятельно обращаться в орган опеки, если считает, что родители (или лица, их заменяющие) нарушают его права. С 14 лет ребенок может обратиться в суд. Государство обязано помогать ребенку, если его родители не исполняют свои обязанности по воспитанию должным образом или злоупотребляют правами.
Согласно ст. 64 Семейного кодекса, родители являются представителями детей на основании закона. Поскольку ребенок обладает неполной дееспособностью, некоторые юридически значимые действия за него осуществляют родители. Они осуществляют защиту интересов ребенка в отношениях с гражданами, юридическими лицами, а также в суде. Для этого родителям не нужны специальные полномочия (доверенность) - они являются представителями в силу закона.
Лицами, заменяющих родителей, являются усыновители, попечители, опекуны. Они выступают в качестве законных представителей. Если таковые лица отсутствуют, обязанность по защите прав ребенка возлагается на прокурора, суд, орган опеки.
Органы опеки
Орган опеки и попечительства принимает сообщения от граждан и должностных лиц о нарушениях прав ребенка. Помимо этого, орган опеки может контролировать некоторые действия законных представителей. Согласно п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса РФ, опекун не может совершать сделки, направленные на уменьшение или отчуждение имущества подопечного, без согласия данного органа. Попечитель не может давать подопечному одобрение на совершение таких сделок без согласия органа опеки.
Таким образом, в Российской Федерации существуют правовые механизмы для выполнения требований Конвенции о правах ребенка.
Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН
Первая часть
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.
Вторая часть
Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.
Третья часть
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.
О праве на образование
Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.
О воспитании детей
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».
Ст. 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
Ст. 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».
Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:
a) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.
Конвенция о правах ребенка — это международный закон о правах детей всего мира. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., вступила в силу для России в 1990 г.
Краткая редакция Конвенции о правах ребенка.
Статья 1
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2
Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Принимаются все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания.
Статья 3
Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Статья 4
Государства принимают все необходимые меры для осуществления прав ребенка (экономических, социальных и культурных), в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.
Статья 5
Государства — участники уважают ответственность, права и обязанности родителей.
Статья 6
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В максимально возможной степени обеспечивается выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 7
Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 8
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9
Государства обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Уважается право ребенка поддерживать прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Статья 10
Право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 12-15
Право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести, религии, и ассоциации, а также на свободу мирных собраний.
Статья 16
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и незаконного посягательства на честь и репутацию.
Статья 17
Государства признают важную роль средств массовой информации, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства:
а) поощряют распространение материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях;
б) поощряют выпуск и распространение детской литературы;
в) поощряют СМИ к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка;
г) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Статья 18
Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.
Статья 19
Право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления.
Статья 20 и 21
Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.
Статья 22
Право обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правилами.
Статья 23
Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.
Статья 24
Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.
Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.
Статья 26
Право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
Статья 27
Право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Статья 28
Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 29
Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.
Статья 31
Право ребенка на отдых и досуг. Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32
Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.
Статья 33
Государства принимают все необходимые меры, чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Статья 34
Защита ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Статья 35
Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.
Статья 36
Защита ребенка от всех других форм эксплуатации.
Статья 37
Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Статья 38
Лица, не достигшие 15-летнего возраста, не имеют право принимать прямое участие в военных действиях.
Статья 39
Содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления.
Статья 40
Право каждого ребенка, который нарушил уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет уважение к правам человека и основным свободам других.
Статья 41
Ничто из данной Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка.
Статья 42
Обязанность широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.
Статья 43-45
Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.
Статьи 46-54
Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.