Лексическая сочетаемость и связанные с ней трудности. Этика, эстетика устной и письменной речи Культура коммерческой корреспонденции
Культура телефонного разговора.
3. Задание : к каждому слову первой группы подберите одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.
- Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.
- Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.
Вариант 7
Норма – главный признак литературного языка.
Художественный стиль. Специфика.
3. Задание: найти ошибки, определить их характер, исправить.
- Учитель изобразил на доске план выполнения работы.
- Можно было привести ряд чисел, касающихся всех сторон жизни этой республики.
- Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и других заболеваний.
- Трудно определить стандарты загрязнения из-за неполной и спорной технологической и биологической информации
- Известно, что Родион, когда появился на сцене, был весьма разбалованным ребенком.
- Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков.
- Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья.
- Пейзаж города обогатился новыми зданиями.
- Коллектив треста досрочно завершил возведение двухпутного железнодорожного моста через Волгу и запланированных подъездных коммуникаций .
Вариант 8
Функциональные стили современного русского языка. Общая характеристика.
Пленазм и тавтология.
3. Задание: определите значение слов
1. Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.
2. Составьте словосочетания со словами- рынок, базар; годичный, годовой, используя слова для справки. Чем обусловлена возможность (невозможность) сочетания этих слов с другими словами?
3. Слова для справки: городской, центральный, крытый, елочный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий, цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.
Вариант 9
Научный стиль речи. Специфика.
2. Синонимия и антонимия .
3. Задание: перепишите, расставляя пропущенные буквы(раскрыть скобки) и знаки препинания. Письменно объясните правописание.
1. Пр...емственность, пред...нфарктный, мере...чур, пром...чить, д...якон, посла...ник, ож...г, рабски(покорные) отношения, маяч...щая фигура, (н...)на(что) (н...)похожий случай, в(применении...) к сегодняшним дням.
2. Докладчик привел слова М. Горького «Всякая индивидуальность
есть результат социальной группировки» и этим закончил свое
выступление.
3. Будет дождик будут и грибки, будут грибки будет и кузов.
4. Без шляпы на голове лицо ее осыпанное волосами стало маленьким и жалким.
5. Николай Ростов отвернулся и как будто отыскивая что-то стал смотреть вдаль на воду Дуная на небо на солнце.
6. Что же ты гуляешь мой сыночек одинокий одинокий?
7. Сам Мартынов как-то сказал «Человека надо любить а русского и жалеть уж больно тяжела его жизнь...».
8. Есть немало книг в свое время не понятых однако прекрасных.
Вариант 10
Официально-деловой стиль речи. Сфера функционирования.
2. Паронимы .
3. Задание: расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.
1. Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.
2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.
3. Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.
4. Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть.
5. Хохотать, фыркать, хихикать, прыскать, гоготать.
Вариант 11
Культура коммерческой корреспонденции.
Фразеологизмы. Возможность их использования в речи.
3. Задание : определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной речи, а какие - просторечию.
Лягу – ляжу; кладу – ложу; лихоражу – лихорадю, награжу – наградю; наплещу – наплескаю, налягу – наляжу; ляг – ляж; положи – поклади; мурлычь – мурлыкай, напои – напой; мозоль – мозоля; дуршлаг – друшлаг; противень – протвень; оладья – оладий; туфля – туфель; задолжность – задолженность; междугородный – междугородний; мягонький – мяконький; мырлычущий – мурлыкающий.
Вариант 12
Понятие языкового пуризма, его отрицательные и положительные стороны..
Принципы русской орфографии, пунктуации.
3. Задание: определите роль существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.
Боа, гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе .
Вариант 13
Публицистический стиль речи.
Новые слова и устаревшие. Архаизмы.
3. Задание: сопоставьте словосочетания с данными паронимами:
- архаический - архаичный;
- будний - будничный;
- воспитательный - воспитательский;
- выборный - выборочный;
- гармонический - гармоничный;
- демократический - демократичный;
- дипломатический - дипломатичный;
- длинный - длительный;
- добровольный - добровольческий;
- драматичный - драматический;
- запасный - запасливый;
- злой - злостный;
- исполнительный - исполнительский;
- исторический - историчный;
- командированный - командировочный;
- критический - критичный.
Вариант 14
Речевой этикет.
Заимствование в языке.
3. Задание : здесь приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций: а) укажите случаи «смешения стилей», прокомментируйте их; исправьте предложения; б) найдите выражения, которые относятся к «профессионализмам». Уместно ли их употребление?
1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая законы, указы и т.п.)
2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.
3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем хозяйствования.
4. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев.
5. Днями в кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России».
6. Вы хотите раскрепостить общество или ловить кайф на сцене?
8. Многого сейчас в бюджет не выжмешь!
9. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства.
10. Сейчас важно задействовать в качестве ключевого человеческий фактор.
Подвижки могут появиться уже к следующему году.
Вариант 15
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей.
Нормативное произношение и ударение.
3. Задание: составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.
Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); примириться (с чем-нибудь); превосходство (над кем-нибудь); преимущество (перед кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать отчет (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчет (в чем-нибудь); обращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего); наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).
Вариант 16
Вы» – общение, «Ты» – общение
Лексические нормы.
3. Задание: прочтите предложение, обратите внимание на правильное произношение числительных, запишите словами.
1. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна.
2. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия.
3. Прибыл поезд с 287 экскурсантами.
4. Длина окружности равна 422 (сантиметр).
5. Из 596 вычесть 387.
6. Высота Останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.
7. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.
8. К 1778 прибавить 852.
9. 9.От 17464 отнять 11090.
10. Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749.
11. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.
Вариант 17
Особенности языка деловых бумаг и документов.
Языковые афоризмы.
3. Задание: вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранное вами окончание.
1. Рядом с торговым центром открыт… кафе-столовая.
2. Плетен… кресло-качалка стоял… на террасе.
3. Театр-студия О. Табакова воспитал… немало талантливых актеров.
4. С приходом нового директора музей-квартира А. Ахматовой пополнил… новыми экспонатами.
5. Книга-справочник для автолюбителей издан… и поступил… в продажу.
6. Архитектор Серова рассказал…корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы.
7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был… отмечен… наградами правительства.
8. Все, даже мама, был… сегодня против него.
10. На экзамен пришл… всего 7 человек.
контрольная работа
4. К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания
Армада кораблей; легион экстремистов; когорта революционеров; плеяда звезд; толпа друзей; сборище лжецов; стая гусей; стадо коров (лошадей); куча цифр; масса книг; уйма бумаг; множество бумаг; скопище бумаг; мириады звезд.
Анализ текста "Письма русского путешественника" Карамзина Н.М.
При разработке «нового слога» Карамзин ориентируется на нормы французского языка и стремится уподобить русский литературный язык французскому, получивший широкое распространение как салонный разговорный язык высшего дворянства России...
Боа (муж.) - красный боа гороно (муж.) - ленинский гороно депо (ср.) - паровозное депо Дели (муж.) - красивый Дели довесок (муж.) - маленький довесок какао (ср.) - вкусное какао колибри (муж.) - маленький колибри картофель (муж...
Культура речи в русском языке
Агрессивность - враждебность; тест - методика; краткое испытание; адаптация - приспособление; генезис - происхождение; воля - сознательное регулирование; мотив - побуждение; задатки - врожденные особенности; навык - автоматизм...
Лексико-грамматические группы слов в названиях магазинов
Языковое освоение предметов и явлений внешнего мира состоит не только в их наименовании, но и стремлении классифицировать. Структурирование словарного состава языка происходит на разных основаниях - собственно лингвистических и внеязыковых...
Лексико-семантические группы слов в названиях точек обслуживания г. Тольятти
Лексико-семантические группы слов в названиях точек обслуживания г. Тольятти
На основе анализа родовидовых отношений нами были выделены следующие тематические группы: Женские имена: Надежда, Клара, Маруся, Согдиана, Клеопатра. Мужские имена: Карл, Тольятти. Названия животных: бегемот, пеликан. Имена богов: Хотэй...
Лексико-семантические группы слов в названиях точек обслуживания г. Тольятти
На основе анализа родовых и видовых отношений, тематических групп были выделены следующие лексико-семантические группы: Имена собственные: Карл и Клара, Биг- Бен, Огни Жигулей, Русич, Надежда, Клеопатра, хотэй, Согдиана, Тольятти, Маруся, Бродвей...
Общее и специфическое в системно-структурной организации тематической группы "движение" русского и английского языков
Одним из наиболее важных с точки зрения лексической системы типом классов слов являются лексико-семантические группы (ЛСГ), понимаемые как «совокупности слов...
Паронимы в русском языке
Красных В.В. выделяет следующие группы: полные паронимы (имеющие разные значения); неполные паронимы (являющиеся синонимами в отдельных значениях); паронимы, являющиеся синонимами во всех значениях. Паронимы...
Сложноподчиненные предложения (на примерах из произведения Лескова "Очарованный странник")
1) Смирно пойдет, потому лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчет ее мыслей. 2) Стал я их, этих голубяток, разглядывать и, чтобы их не помять, взял одного за носик и смотрел, смотрел на него и засмотрелся...
Современный компьютерный жаргон
Семантика компьютерных терминологических единиц очень разнообразна. Рассмотрим группы, на которые, по нашему мнению, можно разделить весь компьютерный жаргон. 1) Слова, обозначающие названия оборудования, деталей...
Сравнительная типология системы частей речи английского и русского языков
Структурно-лексико-семантические классы производных глаголов на материале "Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова"
Классы слов - это максимальные формы проявления лексической парадигматики. Классы существуют в виде более или менее широких объединений слов, представляющих собой семантические парадигмы, более объемные и более сложные...
Тематические группы диалектных слов в говоре села Будюмкан Газимуро-Заводского района
I. Бытовая лексика 1) Одежда, ее изготовление и применение Нужно сказать, что одежда разделяется на два вида: одежда рабочая и одежда выходная, праздничная. Причем названий одежды рабочей гораздо больше...
· плеоназмы
Обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или
полностью совпадающие по значению (например, человек двадцать людей )
или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого
Неправильное соотнесение событий с явлением времени.
Например: Молчалин работает у Фамусова (= служит)
Герасим имел маленькую жилплощадь (= каморку для жилья)
Вопросы самоконтроля:
1. Что изучает наука лексикология?
2. Перечислите типы лексических ошибок. Приведите по 1 примеру на каждый
тип ошибок.
3.Назовите типы стилистических ошибок. Приведите по 1 примеру на каждый
тип лексико-стилистических ошибок.
Задания для самостоятельной работы студентов
Задание №1.
Вставьте вместо точек один из данных синонимов и объясните разницу в их значении.
А) Бродить, слоняться, шляться.
Костя Шишкин не мог без дела … из угла в угол. Неутомимый охотник … по полям и лесам. И страна берёзового ситца не заманит … босиком. (С. Есенин)
Б) Испытывать, изведать, пробовать.
Разведчики … незаметно подползать к вспаханному полю. Лётчик к концу боя … огромную усталость. Солдат … горечь поражений и радость побед.
В) Слушаться, подчиняться, покоряться.
Наш народ не … врагу. Он привык во всём … старших. Чтобы командовать, надо научиться … .
Задание № 2.
Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.
Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнёр; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.
Задание №3.
К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите словосочетания.
1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.
2. Корабли, самолёты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звёзды, лжецы, мореплаватели.
Задание №4 .
Пользуясь словарём, определите лексическое значение слов.
Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия , гипоксемия, анемия , анамнез , аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия , эндоскопия, астма , дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология , пневмония, физиотерапия , перитонит, асфиксия , астигматизм.
Задание №5 .
Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное.
1. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни
Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных – командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться – разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять – предпринять) (эффективные – эффектные меры).
Задание №6.
Есть ли в следующих словосочетаниях лексико-стилистические ошибки? Если есть, то исправьте их.
Одеть ребёнка в пальто, озабочен оценками за четверть, человечный человек, нести ответственность, более двух суток времени, принять сторону забастовщиков, морские морепродукты, трудиться на посту главврача поликлиники, псих ненормальный.
Задание №7.
Верно ли указано лексическое значение слова в следующих примерах?
1.Барельеф – скульптурное изображение, выступающее на плоской поверхности менее чем на половину объёма изображаемого предмета.
2.Консерватор – логичный, рассудительный человек, чуждый эмоций.
3.Демагогия – высокопарные пустые рассуждения, прикрывающие корыстные цели.
4.Нивелировать – выявлять особенности различия между кем-либо или чем-либо.
5.Остеохондроз – это когда боль беспокоит по утрам. Когда совершаются движения застывшего за ночь туловища.
Задание №8.
Найдите в предложениях ошибки в словоупотреблении и исправьте их при выполнении задания заполните таблицу.
1. Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую.
2. Они работали как самые отъявленные специалисты.
3. Наши воины совершили много героических подвигов.
4. Жители Калинова живут замкнуто.
5. Шолохов изобразил образы трёх коммунистов.
6. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал.
7. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
8. Больной Петров в армии не служил, так как он был забронирован.
9. За двадцатилетний труд на посту заведующего терапевтическим отделением доктор Петров был предоставлен к награде.
10. Можно часам наблюдать за закатом.
11. Налицо незаконное растаскивание казённого имущества.
Задание №9.
Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.
Инвестор, прерогатива, моцион, эксклюзивный, мораторий, менталитет, адекватный, инфантильный, амбиция, вестибюль, диалог, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, дефект, превалировать, интервал.
Задание №10.
Придумать несколько связных предложений (4-5) с лексическими и лексико-стилистическими ошибками на медицинскую тематику. Обменяйтесь с соседом для их нахождения и исправления. Затем оцените его ответ.
Ис Задание № 11.
Приготовьте выступления на следующую любую тему:
1.Роль заимствованных слов в русском языке . 2.Русский язык начала 21 века. Какой он? 3. О словах, способных изменить нашу жизнь и повлиять на наше здоровье. 4.Что такое субкультура в русском языке? 5. Язык современного города. 6.Речевой этикет медицинского работника.
Тема 7. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фразеологические нормы . Фразеологические ошибки и способы их устранения
Фразеология служит для создания образности и эмоциональности в речи. Она необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими возможностями.
Фразеология - это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и действие, признак, обстоятельства. Фразеология привлекает выступающих своими возможностями положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, иронию или насмешку. рюсов писал:
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
Фразеологизм – это устойчивое выражение с самостоятельным значением.
Это важное средство выразительности речи, они делают речь более экспрессивной, яркой, живой. Если мы сравним предложения он ничего не делает и он валяет дурака , то увидим, что второе предложение помимо информации передаёт и оценку, и интенсивность действия. К фразеологическим выражениям относятся поговорки, пословицы, афоризмы . (Например: Счастливые часов не наблюдают. Волков бояться – в лес не ходить).
Типы фразеологизмов
Фразеологические Фразеологические
сращения единства
Фразеологические сочетания
Фразеологические сращения – в таких оборотах некоторые, а иногда и все компоненты непонятны. Например, точить лясы, бить баклуши, козёл отпущения.
Фразеологические единства – смысл фразеологизма может быть понят при осмыслении его состава. Например, висеть на волоске, настроить лыжи, делать из мухи слова.
Фразеологические сочетания – одно из слов может употребляться свободно, а другое только связано. Например, заклятый враг (слово враг может употребляться свободно, тогда как слово заклятый только со словом враг).
Можно выделить несколько разновидностей ошибок в употреблении
фразеологизмов:
· нарушение лексического состава фразеологизма.
ТЕМА: Типичные ошибки в словоупотреблении. Употребление слов в несвойственном им значении. Нарушение границ лексической сочетаемости .
Практикум
1.Укажите, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов:
Глубокое сопротивление, установить о причинах пожара, давать намеки, сознался о страхе, скучать по дому, узнать возможность перевода, уверенность в себе, озвучить точку зрения, образно живописать картину битвы, одевать шубу, памятный сувенир, удивляться способностями ребенка, огромный дождь, отметить замеченные недостатки, проголосовать премьер-министра, оказать услугу, длительный период времени, освоить нормы морали, играть не последнее слово в чем-либо, повысить уровень знаний, возыметь последствия, учесть об обстоятельствах.
2. К каждому слову первой группы подберите соответствующе одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.
Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, множество, уйма, скопище, мириады.
Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, врачи, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели, люди.
3. Составьте словосочетания со словами рынок, базар; годичный, годовой . Чем обусловлена возможность/невозможность сочетания этих слов с другими словами?
Слова для справки : городской, центральный, крытый, елочный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценка, запас.
Укажите, в каких примерах лексическое значение слова неверно, дайте правильное толкование:
Барокко - архитектурная деталь на фасаде здания.
Бравировать (чем-либо) - шумно выражать одобрение.
Синхронный - происходящий одновременно.
Профан - специалист в какой-либо области.
Минарет - вид мусульманской одежды.
Бравый мужественный и молодцеватый.
Наперсник - колпачок, надеваемый на палец при шитье.
Накрениться - укрыть себя чем-нибудь сверху с головой.
Корифей вид растения, используемого как пряность.
Компетентный - знающий; правомочный.
Демагог - основатель философского или политического течения.
Колоритный - питательный.
Респектабельный - почтенный, солидный.
Миссионер – ученое звание преподавателя в духовных учебных заведениях.
Бета - буква греческого алфавита.
5. Найдите и объясните фактические ошибки в следующих предложениях:
1)Рука, кинжала жало стиснь (В. Маяковский). 2)Богиня моря, грозная Афина, Сними могучий каменный шелом (О. Мандельштам). 3)Он у одних хлыновских (жители села Хлыново) восемьдесят десятин нанимает да у наших сто двадцать; вот те и целых полтораста десятин (И. Тургенев). 4)И Терек, прыгая как львица С косматой гривой на спине (М. Лермонтов). 5)Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно. Звуки ластятся ко мне (В. Брюсов). 6)Там вдалеке сребрится Тибр; над ним Таинственно склонились кипарисы. Колебля серебристыми листами (И. Тургенев). 7)Помнишь тройку удалую, Вспышки ярких зарниц, Твою позу усталую, Шелест длинных ресниц («Москва златоглавая»). 8) С присвоением звезды героя России у него прибавилось и звезд на погонах – он стал майором (Телепередача).
6. Исправьте предложения, в которых слово употреблено в несвойственном ему значении.
Постановка «Гамлета» стала новшеством этого сезона.
Желтая кожа явно свидетельствовала о его китайской или вьетнамской расе.
Когда заиграла музыка, к Анне подошел офицер и пригласил ее грассировать с ним.
Фруктовый салат из ананасов, апельсинов и грейпфрутов – мое любимое лакомство.
Как только мы соберемся на природу, обязательно случится какая-нибудь природная коллизия.
Выступление в цирке традиционно начиналось с экспромта воздушных гимнастов.
И стоят наши березки в своем подвенечном саване.
Я знаю, что еще живы предки А.С. Пушкина.
В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.
При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 кг молока.
7. Найдите логические ошибки и объясните, в чем они заключаются.
Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево.
Расследуйте анонимное письмо, о результатах доложите автору.
Помещение представляет собой куб 5 на 9 метров.
Пескарев имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель.
Сначала он произвел впечатление замкнутого, нелюдимого человека. Потом стало известно, что у него среднее техническое образование.
Удар был причинен тупым, твердым предметом, возможно, головой.
8. Найдите в данных предложениях речевые ошибки и исправьте их. Определите, чем вызваны эти ошибки.
1) Изящный перстень и аляповатый платок свидетельствовали о безупречном вкусе художника. 2) Уныние, замкнутость и сопутствующий этому постоянный экстаз моего спутника не позволяли проникнуть в его душу. 3) Дорога привела меня к комфортабельному каземату, сложенному из белого кирпича. 4) Эстетика определяет нормы поведения, нравственные принципы, которых придерживаются члены общества. 5) После долгих размышлений он принял две альтернативы: остаться в родном городе и никогда не ввязываться в бизнес. 6) Он весь поглощается в это дело. 7) Бабуля сорвала крапиву и залегла в засаду. 8) К 12 часам все избиратели осуществили свой гражданский долг. 9) Собор Парижской богоматери скоро был введен в эксплуатацию.
При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость.
Лексическая сочетаемость - это способность слов соединяться друг с другом в речи, образуя словосочетания.
Границы лексической сочетаемости определяются семантикой (значением) слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Основные ошибки связаны с тем, что говорящий или пишущий не видит, что объединенные им в словосочетания слова:
1) противоречат друг другу по смыслу: мини-супермаркет",
2) не сочетаются по эмоциональной окрашенности: ужасно красивая мебель",
3) не сочетаются по лексическим особенностям: можно сказать причинитъ горе, но нельзя - причинитъ радость",
4) не сочетаются по языковой традиции: иметь значение, но играть ролъ, устранитъ недостатки, но исправитъ ошибки.
Правила лексической сочетаемости носят словарный характер, они индивидуальны для каждого слова и пока еще недостаточно последовательно и полно кодифицированы, поэтому одной из наиболее распространенных ошибок в речи является нарушение норм сочетаемости слов: скоропостижный отъезд (правильно: внезапный)", увеличитъ уровень благосостояния (правильно: повыситъ).
Задание 1. Образуйте словосочетания со словами иностранный, зарубежный, заграничный, импортный, используя приведенные ниже существительные.
Пресса, мебель, студент, паспорт, страна, литература, оборудование, вещи, база, молодежь, языки, автомобиль.
Задание 2. К каждому слову первой группы подберите соответствующее слово или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.
1) армада, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, свора, мириады;
2) корабли, танки, цифры, информация, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, собаки, звезды, лжецы, мореплаватели.
Задание 3. Раскройте скобки. Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости.
1) допустить (ошибку, низкое качество изделий, дефекты, недоделки, неосведомленность, грубость;
2) оказать (содействие, доверие, дружбу, воздействие, доброту, невнимание, заносчивость, возражение);
3) проявить (уважение, желание, дисциплину, порядок, медлительность, равнодушие, энергичность);
4) провести (совещание, перестройку, контроль, организацию, завершение, помощь, оценку);
5) достичь (успеха, намеченных рубежей, выполнения, повышения, порядка, послушания, победы);
6) изжить (потери, прогульщиков, брак в работе, грязь в помещении, проблемы, бесхозяйственность).
Задание 4. Найдите ошибки, вызванные нарушением сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку.
1) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
2) Полагаем, что результаты испытаний на полигоне могут составлять взаимный интерес для наших фирм.
3) Наше предприятие традиционно изготавливает измерительные приборы, но может выполнять и другую продукцию.
4) В обеих странах уделяют огромное значение встрече глав правительств.
5) Специалисты постоянно оказывают экономические консультации руководству холдинга.
6) Особенно важную роль призван выполнять новый закон об образовании.
7) Фирма реализует учебники по самой дешевой цене.
8) Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели автомобиля.
9) Спикер парламента в своем кабинете провел двухчасовой разговор с учеными Академии наук РФ.
10) На данном этапе функции управления персоналом сведены в лице одного человека, а этого допускать нельзя.
11) Первые годы перестройки весьма положительно сказались на жилищном строительстве.
12) Они внесли огромную лепту в выполнение плана.
13) Из этого единичного факта не надо строить проблему.
14) Рабочие нашего цеха, учащиеся заочно в вузе, всегда окружены вниманием и помощью всего коллектива.
15) Мы искренне стремимся уделить вам должное внимание и услуги, на которые всегда можете рассчитывать.