Оскар уайльд мальчик звезда чему учит. Урок внеклассного чтения по сказке о уайльда "мальчик - звезда"
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО СКАЗКЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА
«МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»
(Интегрированный урок с использованием ИКТ)
ОБОРУДОВАНИЕ: На доске – в центре помещена звезда (над ней – тема);
Портрет писателя, рисунки учащихся к сказке,
выставка книг.
эпиграфы к уроку:
…что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Красота души придает прелесть даже невзрачному телу… В. Лессинг
ЦЕЛЬ УРОКА : помочь учащимся проникнуть в смысл сказки, выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека, подвести к пониманию того, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами.
ЗАДАЧИ УРОКА :
Показать внутренние перемены в человеке в результате
работы над собой;
Осудить человеческую гордыню и надменность;
Выявить очищающую роль покаяния, прощения, милосердия, покаяния.
Сегодня мы поговорим о красоте. О красоте человека. В чем сила красоты? Почему она так волнует людей? Многие пытались понять, какую роль в жизни играет красота « и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? Этот вопрос задавал наш русский поэт Н. Заболоцкий. Может ответить на него сказка О. У. «М-З», которую вы читали дома.
Но прежде я бы хотела вам сказать несколько слов об авторе и о сказках(Слайды 1 -4)
· Юные художники иллюстрировать главные эпизоды сказки
· Некоторые ученики должны были готовить краткий пересказ Притчи о блудном сыне, легенды о Нарциссе,
· А театральная группа - инсценирование одного эпизода: это первая встреча с матерью.
Словарная работа : саван, прокаженный, увечные, затворил
сердце, каменное сердце, сверстники.
Начнем беседу по сказке.
ОБРАТИМСЯ К ЗАГЛАВИЮ . Что же для вас звезда? Звезда - это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое.
Начинается сказка с описания морозной зимней ночи. Как относятся звери и птицы к такой погоде?
Одни считают, что земля умерла под белым саваном, а другие - что она готовится к свадьбе(можно найти описание морозной ночи)
Давайте теперь послушаем отрывок из балета «Щелкунчик» Ребята поясняют, что прозвучавшая музыка и тревожная и празднично - волшебная одновременно. Так и в сказке.
Почему Мальчика в детстве назвали Звездой?
Думали, что он упал со звезды
Вспомним, как он попал к людям?
Дети рассказывают, как лесорубы зимой находят ребенка.
Как собираются поступить Лесорубы? Найдите в тексте ответ и прочитайте.
Почему один из лесорубов взял ребенка, хотя сам был беден? О чем этот поступок говорит?
Нельзя совершать зло, что он добрый, сердечный человек.
Как жена Лесоруба приняла его решение?
Она огорчилась и не хотела брать ребенка. «разве у нас нет собственных детей»
Почему в доме появился ветер?
Здесь живут люди с каменными сердцами. Как вы понимаете выражение каменное сердце?- жестокое, злое. Недаром про людей с такими сердцами говорят, что они бессердечные.
Чем закончился конфликт Лесоруба с женой, и какие качества проявили?
Они оставили ребенка у себя и проявили мудрость, доброту. Жена почувствовала, если сейчас не откликнется на порыв мужа, то из их дома уйдет счастье.
Итак, Мальчик стал жить в семье Лесоруба.
Что его отличало от всех людей в поселке?
Красота. Найдем портрет мальчика. Внешняя красота его соответствовал поведению?
Он вырос жестоким и бессердечным. Отвратительные поступки: он швырял камнями в бедняков, увечных; издевался над животными, помыкал своими сверстниками.
Да, он был высокомерным и жестоким.
А как к нему относятся сверстники?
Они подражали ему и стали такими же жестокими.
Вот видите, как притягательна красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром. А вам он нравится? Почему?
Нет, он злой, жестокий, бессердечный, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живет среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им. Про таких людей говорят, что они заболели звездной болезнью.
Мальчику-Звезде была дарована красота, но как он воспользовался Божьим даром? Он притягивал к себе людей, любил находиться в центре внимания.
Рассмотрим иллюстрации, где юные художники изобразили мальчика-звезду, любующегося своим отражением. Он был «точно околдован своей красотой». Предлагаем послушать в пересказе подготовленного ученика легенду о Нарциссе, который наказан богиней Афродитой за то, что отвергал любовь других людей, влюбился в свое отражение и умер от одиночества.
В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце?
Мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью. Лесоруб, увидевший это, подбежал к нему и сказал «воистину у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома.
Зло совершил М.-З.- он отверг любовь своей матери. Момент встречи мальчика и матери нам покажут Денис и Наташа, в роли лесоруба выступит Ваня. Смотрим этот эпизод сказки в исполнении театральной группы.
А вы подумайте, верно ли они изобразили этот эпизод?
Почему мальчик ведет себя так, отвергает любовь своей матери?
Ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется матери-нищенки
Что означает выражение «он наглухо затворил свое сердце?»
Ничего не хочет слышать и знать об этой нищенке-матери, т. к. он считает, что его матерью была Звезда.
Как он был за это наказан?
Он стал уродлив.
Как теперь люди стали относиться к нему?
Они поступали так же, как и он раньше (дети дразнили его и бросали в него камнями, крестьяне не позволяли ему даже спать в амбаре, боясь, что от него может сесть плесень на зерно)
Почему птицы и звери отказываются ему помогать?
Потому что он обижал их(кроту выколол глаза, коноплянке подрезал крылья ради забавы, убил мать белочки)
Герой отправляется в путь. Для чего?
Чтобы отыскать свою мать и вымолить у нее прощение.
А у зверей и птиц он попросил прощение?
Да, он заплакал и у всех попросил прощение.
Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Так он скитался три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать настроение, чувства человека в разные моменты жизни. Закройте глаза и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка. Звучит тихая мелодия Бетховена. А теперь поделимся своими впечатлениями. Что вы слышали и увидели?
Одни слышат грусть мальчика, ставшего одиноким, другие представляют эпизод, когда в мальчика бросали камни, третьи видят, как мальчик просил кусок хлеба…
Что изменилось в характере мальчика после этих страданий?
Он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым.
· Герой отправляется в путь, он проходит испытания;
· Ему попадается волшебное существо (колдун);
· Он попадает в чужой мир (волшебный сад, лес);
· Ему помогает заяц, которому мальчик спас жизнь (вытащил из ямы);
· Он совершает доброе дело, которое говорит, что он стал другим;
· Герой вознаграждается.
Сказка напоминает притчу - поучительную историю. Если в народной сказке героя ждет в конце в качестве награды богатство, красивая жена, то в сказке-притче важнейшей наградой становится перерождение, воскресение духовное, а кульминационным эпизодом - момент прощения героя матерью и отцом. Найдем этот момент в сказке со слов: «О, мать моя! Я отрекся от тебя в дни моей гордыни!» до слов «мама! Отец! Я прощен! Я счастлив!
Рассмотрим репродукцию известной картины Рембрандта (вспоминаем притчу о блудном сыне)
Герой совершает доброе дело и за это вознаграждается. К нему вернулась красота, и чем эта красота отличается от прежней?
В его глазах появилось что-то новое - мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой.
Докажите, что герой стал вновь красив не только внешне, но и внутренне
· Он начал совершать красивые поступки;
· Стал милосерден;
· Бережно стал обращаться с животными и птицами.
Как вы относитесь к мальчику сейчас?
Теперь он нам нравится еще больше.
Я думаю, вы поняли, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами. Доброта, сердечность, милосердие…эти качества и делают человека красивым.
А чему научила вас сказка?
Быть добрым, не стесняться своей матери, даже когда она состарится. Помогать тем, кто нуждается в вашей помощи. Не обижать птиц и зверей, ведь они тоже живые существа. Я думаю, что вы все сделали для себя выводы, какими должны быть настоящие истинно красивые люди. Я хотела бы, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.
В завершении урока я предлагаю послушать композицию Шуберта «Аве Мария»
Попросим ребят дома поразмышлять над тем, какие качества им бы хотелось преодолеть в себе, а какие – приобрести в результате работы над собой. Посоветуем прочитать другие сказки О. Уайльда из сборников «Счастливый принц» и «Гранатовый домик»
https://pandia.ru/text/79/095/images/image002_215.jpg" width="429" height="322 src=">
https://pandia.ru/text/79/095/images/image004_155.jpg" width="492" height="368 src=">
Самоанализ урока,
проведенного в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы 14 октября 2008 года.
Тема урока : Сказка Оскара Уайльда « Мальчик – Звезда»
Эту сказку я выбрала после изучения темы «Литературные сказки», поскольку она поможет расширить представление школьников об этом жанре и вполне доступна для их понимания.
Тип урока : интегрированный (русская литература+ МХК + ИКТ)
Форма урока : урок – собеседование с использованием мультимедийной презентации
Задачи урока :
v показать внутренние перемены в человеке в результате работы над собой;
v осудить человеческую гордыню и надменность, жестокость;
v Выявить очищающую роль покаяния (искреннего сожаления о содеянном, стремления своими поступками загладить вину), прощения (умение забыть обиду), милосердия(готовность помочь), сострадания (умение сопереживать, сочувствовать);
v Подвести к пониманию того, что истинная красота человека в душевном богатстве, что человек красив не внешними, а внутренними качествами
Структура урока :
1. проверка выполнения домашнего задания, включая обсуждение рисунков учеников на разные темы из сказки; инсценирование главных эпизодов сказки (первая встреча мальчика с матерью, сцена прощания); краткий пересказ некоторых фрагментов сказки, легенды о Нарциссе, притчи о блудном сыне.
2. Проблемные вопросы по содержанию
3. Презентация слайдов. Оскар Уайльд. «Мальчик – Звезда»
4. Заключительная беседа. Что важнее, красота тела или красота души.
5. Подведение итогов.
Форма проверки домашнего задания – фронтальный и индивидуальный опрос, диалог, монолог. Проверялось, поняли ли они сюжет, смысл сказки. Дети были активны, отвечали грамотно. Индивидуальные речевые ошибки разбирались и тут же исправлялись более сильными учениками.
Главный акцент на уроке делался на факте, что человек красив не внешними, а внутренними качествами.
Учебный материал мотивировался тем, что сказка Оскара Уайльда обладает большим нравственным потенциалом и обращает учащихся к вечным ценностям. Материал излагался в форме презентации, закреплялся при помощи наводящих вопросов. Чтению отдельных фрагментов предшествовала словарная работа.
Сказка показывает, как вечны и едины нравственные законы, по которым живет человек, как связана литература и другие виды искусства у разных народов. Недаром в ткань урока органично вошли мифы Древней Греции и Библия, музыка Чайковского, Шуберта, Бетховена, картина Рембранта и рисунки самих ребят.
К концу урока пришли к выводу, что герой стал вновь красив не только внешне, но и внутренне.
Главного героя сказки «Мальчик-звезда» нашли в зимнем лесу два бедных лесоруба. Они несли хворост в селение, когда с неба упала звезда. Лесорубам показалось, что звезда упала где-то рядом, и они решили отыскать ее. Но вместо упавшей звезды они нашли богатый плащ, в который был завернут младенец.
Один из лесорубов взял найденного ребенка в свою семью. Мальчик-звезда рос необычайно красивым. Своей внешностью он резко отличался от местных ребятишек. И насколько он был красив, настолько же он был самолюбивым и злобным. От его нападок страдали звери и птицы, а в нищих он швырял камнями.
Когда мальчику исполнилось десять лет, в селение, где он жил в семье лесоруба, пришла нищенка. Услышав историю мальчика-звезды, она сказала, что это ее сын. Но злой мальчишка не захотел признать свою мать и выгнал ее из селения.
С того момента он стал безобразным, как жаба, и все жители отвернулись от него. Мальчик-звезда понял, что он напрасно обидел свою мать, и отправился на ее поиски. Три года он безуспешно искал ту нищенку, пока не пришел к большому городу. Но стражники у ворот не хотели пускать уродливого оборванца в город. Они продали его в рабство злому старику. Старик, который был колдуном, заставил мальчика-звезду искать в местном лесу три монеты. Одна монета была из белого золота, вторая – из желтого золота, а третья – из красного.
В первый день мальчик-звезда искал монету из белого золота, но не смог ее найти. Но на обратной дороге он помог зайчонку выбраться из силков, и тот показал ему, где лежит эта монета. У ворот города мальчика окликнул больной нищий старик, который стал просить у мальчика милостыню. Мальчик-звезда сжалился над ним и отдал найденную монету. Злой колдун побил его за то, что мальчик вернулся с пустыми руками.
На следующий день колдун послал своего маленького раба искать монету из желтого золота. С помощью того же зайчонка мальчик нашел монету, но снова отдал ее нищему у ворот города. В наказание за это злой колдун оставил его без воды и пищи.
На третий день колдун отправил мальчика искать монету из красного золота. Он пригрозил, что убьет мальчика, если тот вернется с пустыми руками. Мальчик-звезда с помощью зайчонка нашел монету из красного золота, но у ворот города к нему обратился тот самый нищий. Он просил отдать монету ему, иначе ему грозила гибель. Мальчик-звезда, понимая, что ему самому тоже грозит смерть, решил, что нищему монета нужнее и отдал ее.
Но когда мальчик проходил городские ворота, стражники неожиданно стали ему кланяться и называть господином. Посмотрев на свое отражение в металлическом щите одного из стражников, мальчик-звезда увидел, что к нему вернулась его прежняя красота.
От жителей города он услышал пророчество, в котором говорилось, что в этот день в город войдет его настоящий правитель. И люди предложили мальчику-звезде стать их правителем. Но он стал отказываться, потому что все еще надеялся найти свою мать.
В какой-то момент мальчик-звезда увидел в толпе того самого нищего, которому он отдавал монеты, а рядом стояла его мать, которую он прогнал из селения лесорубов. Мальчик-звезда попросил прощения у матери, и к удивлению присутствующих людей, нищий и нищенка превратились в короля и королеву. Это были родители мальчика-звезды. Мальчик-звезда стал править городом и прогнал злого волшебника.
Семью лесоруба, в которой он воспитывался, герой сказки одарил богатыми подарками, а детей лесоруба назначил придворными. Мальчик-звезда был хорошим правителем, он заботился о бедных, слабых и убогих и не позволял жестко обращаться со зверями и птицами.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Мальчик-звезда» заключается в том, нездоровый эгоизм, чрезмерная самовлюбленность никому не делают чести. Не следует делать и того, чего себе не желаешь. Мальчик-звезда рос жестоким и эгоистичным, влюбленным только в свою красоту. Когда он прогнал свою мать, то его постигла кара – он лишился своей красоты и люди отвернулись от него.
Сказка О.Уайльда учит быть добрым и милосердным по отношению к бедным, слабым и больным людям. Мальчик-звезда пожалел нищего старика, отдал ему монеты, и былая красота вернулась к нему.
В сказке «Мальчик-звезда» мне понравился лесоруб, который нашел в лесу мальчика-звезду. Бедный лесоруб взял найденного ребенка на воспитание, хотя ему и своих детей нечем было кормить. Жена лесоруба была против того, чтобы принимать ребенка в семью, но лесоруб сумел уговорить ее.
Какие пословицы подходят к сказке «Мальчик-звезда»?
Себялюб одному себе люб.
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
За добро добром платят.
Год: 1891 Жанр: сказка
Главные герои: Звездный мальчик, приемный отец Дровосек, старушка Нищенка.
Нищий лесоруб притащил в дом малыша с янтарным украшением на шее, укутанного в мантию с яркими звездами. Нашел младенца в зимнем лесу, там, где упала звезда. Жена не с большим восторгом приняла эту весть, но со временем успокоилась и взяла под свое попечительство. Малыш стал красивым мальчиком, но злым и упрямым: издевался над животными, и людьми и ни что не помогало уменьшить его нрав.
Как-то, закидал камнями попрошайку. Лесоруб побил своего мальчонку, а старушку сопроводил до дома, где она призналась, что является мамой его усыновленного ребенка. Но тот отверг ее – высказав, что глядеть на нее тошно, и прогнал. Выйдя из хаты к друзьям, которые дружили и вместе с ним пакостили всем, выгнали его, заявив, что он противен, как жаба. Взглянув на себя, обнаружил, что и, правда, стал страшным.
Ребенок пошел странствовать в поисках своей матери, извиниться перед ней, но не мог сыскать ее - животные, над которыми до этого издевался, не захотели помогать ему. Дозорные за бутылку спиртного отдали его одному нищему дедку, который не кормил и прятал мальчика в подвале, да отправлял в густой лес, который со стороны казался спокойной тихой рощей, за цветным золотом. Трижды ребенку приходил на помощь Заяц, которого вызволил на волю из капкана, и тот возвращал золото больному, который находился у городских ворот. Дважды старец бил парнишку так, что тому казалось, смерть придет раньше, чем мать найдет свою. А на третий раз, его с почтением повстречали в городе и назвали красивым Принцем. Смущенный мальчишка кинулся к нищенке – матушке своей, которую повстречал в толпе, но тиха она была, молчала. Обратился с просьбою к прокаженному, но когда всмотрелся он в него, обнаружил Короля и Королеву – родителей своих.
Спустя время, Звездный мальчик стал королем – честным и благодушным.
Картинка или рисунок Мальчик Звезда
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Убийство в Восточном экспрессе Агаты Кристи
Детектив Эркюль Пуаро едет поездом в Стамбул. В вагоне присутствует полковник Арбэтнот и гувернантка из Багдада Мэри Дэбенхем, которой срочно нужно успеть на «Восточный экспресс».
- Краткое содержание Галоши и мороженое Зощенко
Главными героями произведения являются Леля и Минька, представленные писателем в образе брата и сестры, которые сильно обожают мороженое, однако родители нечасто дают детям возможность полакомиться этой сладостью.
- Екимов Борис Петрович
В семье специалистов по пушнине, в Красноярском крае, 19 ноября 1938 года родился сын, которого назвали Борис. Через год у него умирает папа, и семья переехала в Иркутск, а затем в Алма-Ату. Всю войну семья живет в Казахстане
- Краткое содержание Вечно живые Розов
Борис, работающий на секретном заводе и имеющий право на бронь, уходит добровольцем на фронт. Это происходит в канун дня рождения его любимой девушки, Вероники. Вероника не успевает попрощаться с Борисом
- Краткое содержание Чехов Аптекарша
В небольшом городке, сидя у окна тоскует аптекарша. Все еще спят, спит и старый аптекарь. Его супруге не спится, она скучает у окна. Вдруг девушка услышала шум и беседу на улице.
Год написания: 1891
Жанр произведения: сказка
Главные герои: Звездный мальчик - юноша, Дровосек - приемный отец, Нищенка - старушка.
Сюжет
Бедный дровосек нашел мальчика, с янтарным ожерельем на шее, окутанного в полотно с яркими звездами. Он был на месте упавшей звезды. Рос неуправляемым. Он мучил все живое, как людей, так и животных. Однажды он избивал камнями нищую женщину. За это лесоруб наказал сына. Решил проводить старушку домой. Она призналась, что является матерью мальчика. Но тот выгнал ее. Друзья отказались от Звездного мальчика, потому что он стал уродливым. Он искал мать. Его продали старику, который держал мальчика в подвале. Отправлял в лес за золотом. Но тот делал добрые дела, за что старик бил мальчика. На третий день оказалось, что он Принц. А родители - Король и Королева. Мальчик Звезда стал добрым монархом.
Вывод (мое мнение)
Упрямый и злой человек может измениться. Новые обстоятельства, уродливость повлияли на мальчика и он стал по-другому смотреть на жизнь. Спас зайца и помог прокаженному.