Подпрограмма развитие олимпиадного движения программы одаренные дети. Теоретические аспекты организации социальных олимпиад
- внешнюю
- внутреннюю
Наблюдения в ходе уроков;
Организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
Оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Работаем в Интернете
Участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах
Участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)
Подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
Целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Просмотр содержимого документа
«Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях»
«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».
Д.И. Менделеев
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Организация работы по подготовке одарённых учащихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Из года в год олимпиадные задания становятся все сложнее, возрастает значение межпредметных связей: химикам и биологам нужны азы генетики и биохимии; географам и астрономам не обойтись без знаний математики и физики, физикам необходимы технические знания и экспериментальные навыки и т.д. Сегодня, в современной школе, учителю необходимо умение учить детей учиться. Поэтому, при организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих :
а) ученика, б) учителя, в) родителей и г) взаимоотношений между учеником, учителем и родителем.
У ученика , способного к участию в олимпиаде, в наличии – превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.
У учителя – огромная увлечённость (но не фанатизм) предметом, стремление к качеству работы, плюс широкий кругозор (в виде дополнительных увлечений, среди которых главнейшее – психология).
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений: отрицательное; игнорирующее; положительное; гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. И примерами таких семей у нас являются семьи Силаковых, Семушкиных.
Взаимоотношения между учеником и учителем - это важнейший элемент, т.е. главная информационная магистраль.
Я начинаю работу по подготовке к олимпиадам с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре организую анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.
Вопросы могут быть иметь следующие формулировки :
Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании?
Любите ли вы решать задания повышенной сложности?
Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по физике?
Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?
После анализа ответов анкеты выявляю учеников, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.
Кроме того, выявляю наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
Наблюдения в ходе уроков;
Организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
Оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
1. Расширение кругозора учащихся:
Работаем в Интернете
Участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах
Участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)
2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
В своей работе использую две формы подготовки к олимпиадам:
внутреннюю
Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по физике во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.).
Таким образом, формируется траектория подготовки к олимпиадам - система подготовки участников олимпиад:
Базовая школьная подготовка по предмету;
Подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
Самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
Целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»
Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях.
Учитель физики Бауманис С.М.
Щекино,2014
В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: « В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты». Приказ №271от 04.02.2010 г
Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.
заочные
- Сайт всероссийской олимпиады школьников http://rosolymp.ru/
- Блог «Международные предметные олимпиады» www.world-olymp.livejournal.com
- Блог «Всероссийская олимпиада школьников» www.ros-olymp.livejournal.com
- Центр поддержки одаренных детей ХКИРО http://cpod.ippk.ru/
Заочные предметные олимпиады.
Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Всероссийские предметные олимпиады "Белый ветер"
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА
ВСЕРОССИЙСКИЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих:
Взаимо-отношения
Выявление учащихся,
которые проявляют интерес
к предмету
- анкетирование учащихся;
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Формы и методы работы по подготовке к олимпиадам
1. Расширение кругозора учащихся:
работаем в Интернете
участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах
участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)
2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
Траектория подготовки к олимпиадам -
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования;
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.
МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
Подготовила и прочитала:
учитель начальных классов
Аринина Е.И.
август 2017 г.
Тема доклада: Развитие конкурсного и олимпиадного движения школьников как механизм повышения качества образования.
Качество образования – есть качество не только конечных результатов,
но и всех процессов, влияющих на конечный результат.
Ю.А.Конаржевский
Качество образования - это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
Путь в научную, исследовательскую и творческую деятельность у каждого свой. Порой человеком движут любознательность, интерес, открытие новых возможностей, а иногда это путь через неудачи, чувство беспомощности и неудовлетворенности. Понятие «успех» не известно тому, кто не переживал поражений, а состояние эмоционального комфорта по достоинству оценит тот, кто хотя бы раз переживал эмоциональный дискомфорт. А формула успеха - это определение цели + сосредоточение усилий + упорство + уверенность в себе. Мы берем на вооружение аксиому, которую вывел М.Е.Литвак: «каждый из нас рождается королем. Лучшая вера, которая может быть у вас – это вера в успех, в ваше высокое предназначение. И вы будете поступать так, что добьетесь этого. Хуже – верить в то, что не сможете достигнуть». Индивидуальную готовность к успеху повышает конкуренция. Состязательность полезна и для развития успешности, как личностной характеристики, и понимания того, что к ошибкам и поражениям надо относиться не как к катастрофе, а как к опыту, открывающему возможность нового поиска. Поэтому позиция педагогического коллектива – воспитывать у детей успешность необходимо на основе введения их в конкурентную среду, в которой формируется собственное представление о своих возможностях, раскрываются и развиваются способности и таланты. Организация олимпиадного и конкурсного движения рассматривается, как импульс к саморазвитию, научному и творческому поиску.
Конкурентная среда заставляет думать и развивает мыслительную деятельность. Известно, что, учебные занятия – это нечто общее для всех детей, а мышление – есть проявление индивидуального отношения человека к знанию. Мышление – выступает, своего рода, инструментом индивидуализации знания. Активная учебно-познавательная деятельность позволяет через участие в олимпиадах и конкурсах развивать мышление, поскольку важнейшей ценностью образовательного процесса является мыслительная индивидуальность.
В последние годы наблюдается бум своеобразных олимпиад и конкурсов. Они имеют разные статусы: официальные, организованные управленческими образовательными структурами федерального, регионального, муниципального уровней; неофициальные (коммерческие), проводимые учреждениями и организациями от местных до международных. Мы стараемся использовать разные виды состязаний (изучив организаторов, их опыт и документы), с целью пробы сил, развития способностей и приобретения опыта, а также создания пространства для развития успешности. По этому, мы выбрали путь – вхождение в соревновательное движение (образование через участие в олимпиадах, конкурсах и других состязаниях). Целесообразно ли массовое участие в научных и творческих соревнованиях или это точечная работа с наиболее яркими детьми? Что лучше и для кого иметь два победителя всероссийской олимпиады школьников или 50-100 призеров и победителей разных всероссийских и международных конкурсов? Если у ребенка имеются проблемы с учебой надо (может) ли он участвовать в олимпиадах? И почему в среднешкольном возрасте около 20% детей проявляют свою «неординарность», а к выпускному классу их остается 2-5%? Все эти «почему» были предметом обсуждения педагогов. Нашу принципиальную позицию можно выразить словами Сократа «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить». Каждый ученик талантлив по- своему! Задача педагогического коллектива – найти, в чем его талант, порой даже игнорируя его ученические успехи (уходим от позиции, что талантливы только отличники).
В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.
Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.
Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.
Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.
В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.
Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.
С 1 по 11 класс ученики нашей школы участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 100 школьников являются победителями, призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами, грамотами.
Эта работа будет продолжена и в этом учебном году. Она способствует вовлечению учащихся в активную творческую и познавательную деятельность, самореализации учеников начальной школы и повышению их самооценки.
Всероссийская олимпиада школьников, безусловно, является самой массовой олимпиадой, и проводится Министерством образования и науки Российской Федерации уже более полувека по общеобразовательным предметам. В состязаниях участвуют школьники всех регионов России. Основной целью проведения олимпиад школьников является поиск и поддержка талантливых детей, содействие развитию их способностей, в том числе через привлечение талантливых школьников к участию в олимпиадах.
В настоящее время, наряду с Всероссийской олимпиадой школьников сложилась система олимпиад школьников, которые проводятся под эгидой Российского совета олимпиад школьников
(РСОШ). Каждый год организаторы олимпиад присылают заявки в РСОШ, которые проходят экспертизу на включение их в Перечень олимпиад школьников на текущий учебный год.
Победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников могут без вступительных испытаний стать студентами любого вуза России по направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады. При поступлении на направление подготовки, не соответствующее профилю олимпиады, достижения на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников будут зачтены как 100 баллов по ЕГЭ по соответствующему предмету. Отметим, что льгота не имеет срока давности. Однако подать документы по льготе можно только в один вуз на одну специальность. Кроме того, победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников получают в рамках национального проекта «Образование» премии для поддержки талантливой молодёжи: победители - 60 тыс. руб., призеры - 30 тыс. руб.
Победители и призёры олимпиад школьников под эгидой РСОШ также могут рассчитывать на льготы при поступлении в высшие учебные заведения: зачисление без вступительных испытаний или высший балл ЕГЭ по профильному предмету. Успешное выступление в олимпиаде одного из вузов, приоткрывает талантливым ребятам двери и в другие вузы.
История олимпиадного движения в России
Начало Всероссийских предметных олимпиад школьников в их современном виде связано со становлением России как суверенного государства в 1991 году. Однако история олимпиадного движения в России начинается гораздо раньше. Так, например, еще в XIX веке «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской Империи. История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России на протяжении более чем полувека. По ней можно проследить, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие — второстепенными, какие новые предметы активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции, и с чем были связаны эти процессы.
В то же время менялись и подходы к определению содержания образования в средней школе, а содержание образования, как известно, является социальным заказом общества государству. История олимпиадного движения отражает эволюцию подходов к определению содержания образования в средней школе, произошедшую в прошлом веке и существующую и в настоящее время:
Расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии начался с середины XX века. Страна бурно развивалась в техническом отношении, покоряла космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры. Далее, в стране происходит научно-техническая революция, ей нужны ученые в различных областях, и в том числе — в естественно-научных. В этот период, в семидесятые годы, к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, и географии.
Современная школа, призвана дать ученику не только и не столько готовые знания и опыт осуществления деятельности по образцу, а, прежде всего, опыт деятельности творческой, опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.
Как ответ на резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, создается и становится популярной олимпиада по экологии. Высокий уровень информационных технологий современного общества заложил основу создания и развития олимпиады по информатике.
Олимпиады по математике
Математическая олимпиада проводится с целью выявления талантливых и склонных к точным наукам учеников. Участие в олимпиаде стимулируют интерес к науке и творчеству. Олимпиада по математике имеет давнюю историю. Первый очный математический конкурс для выпускников лицеев был проведен в Румынии в 1886 году, а первая математическая олимпиада в современном смысле состоялась в 1894 году в Венгрии по инициативе Венгерского физико-математического общества, возглавляемого будущим Нобелевским лауреатом по физике Л.Этвешом. С тех пор с перерывами, вызванными двумя мировыми войнами, эти олимпиады проводились ежегодно. Отметим, что первые Олимпийские игры современности прошли в Афинах в 1896 году.
Первая математическая олимпиада в России была организована в Ленинграде в 1934 году по инициативе замечательного математика Б.Н.Делоне. Вполне вероятно, что это была первая городская математическая олимпиада. Уже на следующий год городская олимпиада прошла в Москве.
Первой математической олимпиадой, в которой приняли участие несколько областей РСФСР, стала проводившаяся в Москве олимпиада 1960 года. Её иногда называют «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой школьников. Официальная нумерация началась с 1961 года. На первую Всероссийскую математическую олимпиаду приехали команды почти всех областей РСФСР. Также были приглашены команды союзных республик. Фактически эти олимпиады стали Всесоюзными, ведь в них принимали участие победители республиканских олимпиад. С 1967 года эта олимпиада получила официальное название — «Всесоюзная олимпиада школьников по математике».
Согласно Положению об олимпиаде Всероссийская олимпиада школьников по математике до 1992 года проводилась в четыре этапа: школьный, районный (городской), областной (краевой, республиканский) и зональный. До 1992 года заключительный этап республиканской математической олимпиады проводился во всех республиках Советского Союза, кроме РСФСР. Заключительный этап Всероссийской олимпиады заменяла Всесоюзная математическая олимпиада, на которой Российскую Федерацию представляли шесть команд. Такое положение объяснялось тем, что Россия была самой большой и по территории, и по населению среди республик СССР, а так как по Конституции СССР, все люди, независимо от национальной принадлежности и места проживания, имели равные права, то такое представительство России на Всесоюзной олимпиаде было естественным. В 1992 году в связи с распадом Советского Союза Всесоюзная олимпиада проводилась под названием Межреспубликанской. Заключительный этап Всероссийской математической олимпиады впервые был проведен в 1993 году в Краснодарском крае (город Анапа).
Олимпиады по информатике
«Я получил огромное удовольствие от участия в олимпиаде. Такие классные задачки! Так интересно я давно не проводил время. Еще хочется побыстрее узнать результаты». Эти слова -
рефлексия одного из участников олимпиады по информатике, ярко характеризуют отношение ребят к участию в олимпиаде.
На олимпиаде выделяется два типа задач:
1). Задачи, решением которых является программа. При решении такой задачи участник должен составить программу, которая по заданному входному файлу сформирует выходной, и сдать исходный текст программы в проверяющую систему. Корректность работы программы будет проверена на различных входных данных, заранее неизвестных участнику.
2). Задачи, решением которых является выходной файл. В данном типе задач все входные данные уже известны участнику, ему необходимо лишь получить для каждого входного файла соответствующий ему выходной и сдать его в проверяющую систему. При этом способ, которым участник получил ответ, не важен.
Современные задачи олимпиады являются многоуровневыми, то есть даже неполные и неэффективные решения пройдут определённые группы тестов и принесут участникам некоторое количество баллов. При этом научный комитет олимпиады рассматривает многочисленные варианты решения каждой задачи и составляет наборы тестов таким образом, чтобы лишь полные решения смогли пройти все тесты и набрать максимальный балл.
Олимпиадное движение по информатике, в отличие от такого предмета, как математика, имеет относительно недавнюю историю. Несмотря на то, что первый компьютер появился в 1949 году, понимание того, что с развитием компьютерной техники наступает эра новых информационных технологий, возникло только в конце 70-х годов.
Сейчас трудно говорить, у кого первого возникла идея проведения всесоюзных олимпиад школьников по информатике, но вполне очевидно, что такой интересный и быстро развивающийся предмет не мог долгое время оставаться без олимпиады. Осенью 1987 года состоялось первое организационное совещание, на котором присутствовали академики А.П.Ершов, Н.Н.Красовский, д.ф.-м.н. А.Л.Семенов, В.М.Кирюхин, а также представитель министерства и член Центрального оргкомитета Всесоюзной олимпиады школьников Т.А.Сарычева. На совещании было принято решение провести первую в стране олимпиаду школьников по информатике весной 1988 года в г.Свердловске, ныне Екатеринбург.
Свердловск был не случайно выбран городом проведения первой олимпиады: в то время во многие школы города и Свердловской области уже были поставлены персональные компьютеры «Роботрон-1715», была разработана современная по тому времени программа и учебники для преподавания школьной информатики. Первая олимпиада по информатике, прошедшая с 13 по 20 апреля 1988 года в Свердловске, носила название еще не Всероссийской, а Всесоюзной, в ней приняли участие 80 школьников из всех союзных республик.
Опыта в организации таких соревнований не было ни в стране, ни в мире. Для того чтобы определиться с методикой и содержанием олимпиад по информатике, в качестве членов жюри были приглашены лучшие в то время специалисты в области школьной информатики и олимпиадного движения, по одному представителю от каждой союзной республики и каждой территории Российской Федерации. В результате долгих споров и обсуждений постепенно формировались те правила, которые были положены в основу правил проведения современных олимпиад. Количественный состав участников первых олимпиад определялся с учетом имеющихся возможностей в обеспечении компьютерами и пропорционально численности школьников в союзных республиках и территориях Российской Федерации.
Начиная с III Всесоюзной олимпиады, прошедшей в 1990 году в г.Харькове, было решено проводить оба тура олимпиады с использованием компьютеров. До этого I тур был теоретическим, без использования компьютеров, II тур — практическим.
В 1992-1996 годах столицей олимпиадного движения по информатике был г.Троицк Московской области, что было связано с наличием там специализированного Троицкого центра информатики «Байтик» и, как следствие, хорошим компьютерным оснащением. В 1997-1999 годах заключительный этап олимпиад проводился в Санкт-Петербурге. В последующие годы, в период с 2000 по 2005 Олимпиада проводилась в городах Троицке, Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге, Тверской области и Новосибирске.
В период подготовки к олимпиаде с ребятами работают высококлассные специалисты и педагоги, ориентированные не только на непосредственный результат, то есть, на призовые места для своих подопечных, но и на долгосрочную перспективу — на воспитание будущей смены специалистов в области информационных технологий и программирования.
Бессменным председателем Центральной методической комиссии по информатике является В.М.Кирюхин. Старейшими членами этой комиссии являются известные в стране ученые и педагоги в области школьной и олимпиадной информатики — профессора С.М.Окулов, В.В.Прохоров, И.В.Романовский, доценты А.В.Алексеев, С.Г.Волченков, Е.В.Андреева, В.Д.Лелюх.
Олимпиады по физике
Олимпиады школьников в нашей стране имеют богатую историю. Что же касается истории школьных физических олимпиад, то, по всей видимости, они начались в 1938 году. Первая олимпиада была организована для московских школьников Московским государственным университетом. В дальнейшем такие олимпиады стал проводить Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие вузы Москвы. Почин москвичей был поддержан и в других городах Советского Союза.
Первая всесоюзная олимпиада школьников была проведена в феврале 1962 года по инициативе Московского физико-технического института. В ней приняло участие свыше 6500 школьников из 58 городов и поселков. Интересна форма организации олимпиады. Она проводилась в один тур во время студенческих зимних каникул студентами и аспирантами в их родных городах. Всю работу по организации олимпиады возглавил комитет ВЛКСМ физтеха. В этом же году учеными Сибирского отделения АН СССР была проведена первая Всесибирская олимпиада учащихся средних школ.
В 1963 году выездную олимпиаду школьников провел Московский государственный университет. В этой олимпиаде приняли участие школьники европейской части СССР и республик Закавказья. Олимпиады МФТИ и МГУ были физико-математические. С 1964 года начали проводиться единые Всероссийские олимпиады. Координацию их проведения взяло на себя Министерство просвещения РСФСР. Эти олимпиады получили название Всероссийских физико-математических олимпиад. На их заключительные туры приглашались также команды всех союзных республик.
Всесоюзные олимпиады проводились до начала 90-х годов XX в. Последняя XXVI олимпиада по физике была проведена в 1992 году на базе Московского физико-технического института (г.Долгопрудный). По существу, это была уже Всероссийская олимпиада, хотя официально она называлась Межреспубликанской.
Проблема гендерного разделения участников олимпиад
Длительное время в сборные по математике, информатике и физике не входили девушки. Впервые в состав сборной по физике вошла девушка Ксения Соловьева в 2007 году, которая завоевала золотую медаль.
Завоевать золотую медаль на международной физической олимпиаде школьников удалось девушке, первой из представительниц прекрасного пола включенной в состав российской команды.
…Самолет опоздал, да и что-то случилось с багажом, но почти двухчасовая задержка не смогла испортить настроения: российская команда школьников, принимавшая участие в 38-й международной физической олимпиаде, вышла в сектор для встречающих при полном параде и с медалями. Набрав 250 баллов, наша команда в неофициальном командном зачете заняла третье место, пропустив вперед Китай и Южную Корею, получив три золотых и одну серебряную медаль.
Физика, принято считать, дело мужское. Однако впервые за всю историю участия СССР и России в олимпиадах по физике в состав нашей команды была включена девушка - Ксения Соловьева из Перми, выпускница 146-й школы с углубленным изучением математики, физики и информатики. Станислав Козел, научный руководитель команды, профессор кафедры общей физики Московского физико-технологического института (государственного университета), не скрывает радости: «Мы решили рискнуть. У нас никогда не было девочки в команде, и мы решили взять ее для пробы. И не ошиблись!»
Расчет «тренеров», занимавшихся научной подготовкой команды, оправдался - задания показались пермячке не трудными, и она с ними достойно справилась.
Немалую нагрузку пришлось выдержать команде: только задание олимпиады было на 20 листах! Требовались сосредоточенность, вдумчивость, усидчивость и выносливость - теоретический тур, включающий три задачи, решался участниками не менее чем за пять часов. Столько же отводилось времени на экспериментальный тур.
Отвечая на вопрос, изменилось ли представление об ученом-физике как герое своего времени, особенно в связи с приходом в физику женщин, Станислав Козел признал: фильм «Девять дней одного года» вряд ли сегодня справедлив по отношению к тем, кто развивает физическую науку. Они уже не чудаки, увлеченные своей научной работой, формулами и экспериментами на синхрофазатронах, а нормальные люди, которым ничто человеческое не чуждо. А каким будет физик будущего? Чтобы ответить на этот вопрос, он призвал хорошенько присмотреться к талантливым ребятам, победителям олимпиады по физике.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них, но в настоящее время также создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов как и для ученика, так и для родителей и учителей, среди которых можно выделить следующие:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Ишимский лицей «Альфа»
Усть-Ишимского муниципального района
Рассмотрена Принята «Утверждено»
На заседании МО учителей Педагогическим советом Директор МБОУ «лицей «Альфа»
физико-математического цикла МБОУ «лицей «Альфа» ____________/Н.Г. Сухатская/
Протокол № Протокол от № ______
от__________ 2017г. от _________________
Руководитель МО
_____/Мамаева Е. Н./
Программа подготовки олимпиадного движения предметов
физико-математического цикла
Усть-Ишим
2017
Пояснительная записка
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них, но в настоящее время также создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов как и для ученика, так и для родителей и учителей, среди которых можно выделить следующие:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Траектория подготовки к олимпиадам
На современном этапе в образовании все больше утверждается компетентностно-деятельностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.
На олимпиадных занятиях по математике, физике и информатике основными методическими приемами, которые широко используют в работе учителя нашего лицея, являются индивидуальная работа учеников при поиске возможного решения поставленной задачи), обмен опытом, мозговой штурм (групповая работа) и консультации. |
Предлагаем следующую систему подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в И нтернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
1. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Планируя свою работу, Вы можете следовать следующим рекомендациям:
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
2. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
- испытывают радость от умственного труда
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
3.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
4.Планируем работу.
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
5.Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно
- участвуем в интенсивных школах и т.д.
6. Работаем руками.
- Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
7 . Продолжаем самообразование.
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам
Планируемое мероприятие | Срок | Ответственный | Планируемый результат |
|
Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности (см. Приложение 1) | май 2016, начало сентября 2016 | педагог-психолог | Карта одаренности на каждого ребенка |
|
Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам | февраль 2017 | учителя-предметники, зам.директора по УВР | Проект программы |
|
Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми | заместитель директора по УВР, директор школы |
|
||
Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам | сентябрь 2016 | Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога |
||
Проведение школьных олимпиад | в течение года согласно плану работы ОУ | Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в данных мероприятиях |
|
Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников | согласно плану работы ОУ | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники | Участие детей в мероприятии |
|
Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др. | в течение года | Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики | сертификаты участников, дипломы |
|
Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm | в течение года | Школьный библиотекарь, учитель информатики | Читают интернет-журнал |
|
Работа с педагогическими кадрами. Семинары |
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 п/п УТВЕРЖДЕН распоряжением комитета общего и профессионального образования от «11» августа 2015 года 2010-р (приложение) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по развитию олимпиадного движения на территории на года Наименование мероприятия Краткое содержание мероприятия Сроки реализации Ответственный исполнитель 1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития олимпиадного движения в 1 Подготовка проекта приказа «Об Подготовка проекта приказа в сентябрь 1 утверждении Порядка соответствии с приказом проведения регионального этапа Минобрнауки России от 18 ноября года 1252» 2 Подготовка проекта приказа «Об утверждении Порядка проведения региональных олимпиад» 3 Внесение изменений в нормативно-правовые документы, регулирующие проведение школьного и муниципального этапов 1 Организация и проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке участников заключительного этапа Подготовка проекта приказа в целях совершенствования порядка проведения региональных олимпиад Приведение в соответствие муниципальных нормативных правовых актов в олимпиадного движения сентябрь до 1 сентября 3 4 Ожидаемый результат от реализации мероприятия Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение регионального этапа на территории Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение региональных олимпиад Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение школьного и муниципального этапов на территории 2. Организационно-методическое сопровождение развития олимпиадного движения в Дополнительная углубленная ежегодно в подготовка к участию в период олимпиаде. Привлечение к работе подготовки педагогов-наставников, имеющих сборной Повышение результативности участия обучающихся в заключительном этапе
2 2 Организация и проведение работы по подготовке обучающихся к олимпиадам через дистанционные формы обучения 3 Организация участия одаренных обучающихся Ленинградской в общероссийских летних школах, лагерях, сборах 4 Организация и проведение семинарских занятий с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования 5 Организация и проведение совещаний со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, работниками районных методических служб 6 Проведение совещаний с председателями предметных методических комиссий и членами жюри по вопросам организации и проведения и региональных олимпиад опыт подготовки к олимпиадам, педагогов образовательных организаций высшего образования. Организация и проведение видеоконференций, дистанционных олимпиад, дистанционных консультаций Организация отправки на данные мероприятия Проведение семинарских занятий по вопросам организации и проведения всероссийской олимпиады и региональных олимпиад, обмен опытом Информирование, анализ, подведение итогов проделанной работы, обсуждение вопросов, связанных с поиском эффективных механизмов взаимодействия всех участников олимпиадного движения Информирование, обсуждение вопросов, направленных на повышение качества методического обеспечения олимпиадного движения команды Ленинградской обалсти ежегодно октябрь декабрь март октябрь, май октябрь июнь 5 Дополнительная форма поиска одаренных, увеличение охвата дополнительным образованием; повышение результативности участия в олимпиадах Повышение эффективности участия обучающихся в олимпиадах различного уровня участия обучающихся в муниципальных олимпиадах олимпиадного движения на уровне муниципальных районов (городского округа) Повышение качества составления олимпиадных заданий
3 7 Организация и проведение консультаций для членов жюри и оргкомитетов соответствующих этапов олимпиады 1 Обеспечение психологопедагогического обучающихся - участников заключительного этапа 2 Организация и проведение вебинаров 1 Организация выборочного рецензирования олимпиадных заданий школьного, муниципального и регионального этапов 2 Организация выборочной проверки работ всероссийской олимпиады 3 Мониторинг выполнения требований к проведению школьного, муниципального и Проведение консультаций по вопросам выполнения требований к проведению конкретного этапа олимпиады сентябрь-май 3. Организация психолого-педагогического развития олимпиадного движения в Проведение психологических февраль - тренингов с участниками апрель предметных олимпиад Проведение вебинаров для руководителей и педагогических работников образовательных организаций по теме: «Организация психологопедагогического олимпиадных команд» Февраль 4. Информационно-аналитическое сопровождение развития олимпиадного движения в Организация проверки и контроля октябрь качества олимпиадных заданий Организация проверки и контроля оценки олимпиадных работ победителей и призеров муниципального этапа олимпиады Создание региональной экспертной группы декабрь ежегодно Соблюдение требований к проведению всероссийской олимпиады на территории Ленинградской Повышение психологической готовности обучающихся к участию в олимпиадах Повышение профессиональной компетентности специалистов по организации психологопедагогического олимпиадных команд Повышение качества составления заданий, их соответствие требованиям альных предметно-методических комиссий Повышение объективности и качества оценки олимпиадных заданий и проведения всероссийской олимпиады на
4 регионального этапов 4 Организация выездов членов оргкомитета олимпиады и предметно-методических комиссий на олимпиады в муниципальные образования (школьный и муниципальный этапы) 5 Расширение информационноаналитического развития олимпиадного движения в Ленинградской 6 Создание ежегодного информационно-аналитического сборника по итогам участия обучающихся Ленинградской во всероссийской олимпиаде и региональных олимпиадах Выезды в муниципальные образования с целью проверки качества организации и проведения предметных олимпиад Модернизация базы данных одаренных, совершенствование информационного обеспечения участников олимпиады (наполнение сайта, более широкое использование возможностей системы электронной регистрации участников олимпиад); создание информационных стендов для участников олимпиад, стендов достижений победителей и призеров; подготовка электронной базы данных олимпиадных заданий; создание линии обратной связи по вопросам участия в олимпиаде Сбор информации по участию во всероссийской олимпиаде по общеобразовательным предметам и региональных олимпиадах сентябрьдекабрь до 1 января июль-август территории Ленинградской и проведения школьного и муниципального этапа Использование информационного, в том числе базы данных для выявления и поддержки наиболее одаренных, результативных участников олимпиад. Полное информирование участников олимпиад, улучшение качества организации олимпиадного движения; повышение престижа участия в олимпиадном движении Свободный и быстрый доступ к аналитической информации
5 7 Издание примерного пакета материалов олимпиадных заданий муниципального, регионального и всероссийского уровней (по материалам предыдущих лет) и размещение их на сервере дистанционного обучения 8 Подготовка и публикация буклетов «Стратегии и поддержка участников олимпиадного движения» 1 Создание стажировочных площадок 2 Организация и проведение проблемных семинаров для учителей предметников по решению задач олимпиадного уровня Сбор и подготовка пакета материалов олимпиадных заданий муниципального, регионального и всероссийского уровней Представление рекомендаций педагогам до 1 января январь 5. Повышение квалификации организаторов олимпиады, руководителей образовательных организаций, педагогических работников Создание не менее 3-х до 1 января стажирвоочных площадок для обучения членов региональной экспертной группы по вопросам внутреннего мониторинга качества проведения Совместная работа с детьми и учителями на предметных сессиях, введение модуля «Одарённый ребёнок в образовательной системе» (2-6 часов) в программы курсов повышения квалификации школьных учителей. Организация мастер классов учителей предметников, обеспечивающих высокие достижения обучающихся на всероссийском уровне в рамках учебных сборов в е Повышение качества участия обучающихся в олимпиадах различного уровня Повышение профессиональной компетентности специалистов по организации психологопедагогического олимпиадных команд Внутренний мониторинг качества проведения всероссийской олимпиады Повышение уровня подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми
6 3 Организация и проведение круглых столов с участием председателей жюри, педагоговнаставников, сопровождающих участников олимпиады и членов оргкомитета на каждой предметной олимпиаде регионального этапа 4 Организация и проведение встреч с родителями как часть системы работы с одаренными школьниками и талантливыми детьми Информирование, обсуждение вопросов методического обеспечения и организации олимпиад Беседы с родителями одаренных, участие в семинарах и конференциях январь-февраль, методического обеспечения и результативности олимпиадного движения в Ленинградской Повышение результативности участия в олимпиадах, поддержка одаренных 5 Организация повышения квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к результативному участию в предметных олимпиадах 6 Повышение квалификации руководителей общеобразовательных организаций, учителей предметников по вопросам выявления и поддержки одаренных детей 8 Формирование командырегиональных тьюторов Все мероприятия этого раздела нацелены на подготовку педагогов и руководителей к работе с одарёнными детьми, способными выйти на высокие достижения на разных уровнях проведения Курсы повышения квалификации по теме «Одарённый ребёнок в образовательной системе: управление процессом» (72 часа, с дистанционной поддержкой) Привлечение к работе с одарёнными детьми на региональном уровне педагоговтьюторов, имеющих эффективный опыт подготовки учащихся к региональному, заключительному и международному этапам года года года Совершенствование профессиональных компетенций учителей предметников и руководителей школ по вопросам обеспечения эффективного участия обучающихся на всех уровнях Всероссийской олимпиады. Совершенствование профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций Повышение уровня подготовки учащихся, участвующих в олимпиадах регионального, Всероссийского и Международного уровней.
7 1 Расширение сотрудничества с муниципальными центрами по работе с одаренными детьми по вопросам развития олимпиадного движения на муниципальном уровне 2 Развитие сотрудничества с вузами и другими образовательными организациями Ленинградской и Санкт-Петербурга в части подготовки и проведения олимпиад олимпиады. Использование возможностей учителей - тьюторов для разработки заданий муниципального уровня. 5. Организация сотрудничества Координационная и информационно-методическая деятельность по выстраиванию системы работы с одаренными детьми, обмен опытом, проведение соответствующих семинаров Привлечение педагогов, имеющих опыт работы по подготовке детей к олимпиадам, для работы на учебно-тренировочных сборах, проведение занятий на вузовских площадках Выявление одаренных, повышение эффективности работы с одаренными школьниками, подготовка к олимпиадам Повышение качества обучения и подготовки к олимпиадам, профессиональная ориентация обучающихся 1 комитет общего и профессионального образования. 2 - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества. 3 - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. 4 муниципальные центра по работе с одаренными детьми. 5 - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования».
Согласован на заседании МС протокол от Утверждѐн приказом директора от п/п План мероприятий по развитию ного движения МБОУ «Гатчинская СОШ 2» на 2015-2017 годы. Наименование мероприятия 1 Подготовка проектов
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ проведения Всероссийской школьников (ВсОШ) в 2017-2018 учебном году п/п Мероприятие Контрольный результат Срок Ответственные 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО
Методический сайт всероссийской олимпиады школьников www.olymp.apkpro.ru 2015-2016 г.г. ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Цветкова М.С. [email protected] Часть 1. Задачи информационного обеспечения ВсОШ Формирование
РОССИЙСКАЯ ОЕДЕРАЦИ5Ч МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ г. Калининград Об утверждении плана совместных действий в рамках организации и проведения всероссийской олимпиады школьников
П\п УТВЕРЖДЕН распоряжением комитета общего и профессионального от «02» сентября 2014 г. 1802-р (Приложение) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития математического в на 2014-2020 Мероприятия
Комитет образования и науки Курской области ПОЛОЖЕНИЕ о школьном, муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников в Курской области Курск - 2010 Приложение 1 к приказу комитета образования
Отдел образования администрации Саракташского района Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Черноотрожская средняя общеобразовательная школа имени Черномырдина Виктора Степановича» ПРОЕКТ
Приложение 1 к письму Министерства Республики Башкортостан План Института развития Республики Башкортостан по реализации Концепции развития математического в Республике Башкортостан на 2016 год Мероприятие
Всероссийский семинар-совещание организаторов всероссийской олимпиады школьников Организация и проведение всероссийской олимпиады школьников в 2014 году г. Москва 4-5 декабря 2013 г. Нормативное правовое
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
План Института развития Республики Башкортостан по реализации Концепции развития математического в Республике Башкортостан на 2016 год Мероприятие 1. Формирование банка данных «Одаренные дети Республики
Утверждено приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 декабря 2009 г. 695 и от 07 февраля 2011 г. 168 ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ I. Общие положения 1. Настоящее
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Администрация Ленинградской области КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ «06» октября 2015 года 2517-р О проведении в 2015-2016 учебном
Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Амурская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный этап. Муниципальные кластеры школьного
Приложение 1 к приказу Управления образования администрации города Прокопьевска от 30.12. 2016 г. 1166 КОМПЛЕКС МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы 372 АВ Шепелев Приказ 403 от 31.08.2016г. План мероприятий «дорожная карта» по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного
Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Регион Башкортостан Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный этап. Организация опорных центров на
Администра: План работы Лужского по поддержке и развитию одаренных детей на 2017-2018 учебный год Цель работы с одаренными детьми: Создание благоприятных условий для выявления и развития талантливых детей
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВОЛГОДОНСКА ПРИКАЗ 11.08.2017 373 г.волгодонск Об утверждении дорожной карты подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного
Приложение Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695 ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ I. Общие положения 1. Настоящее Положение
Приложение к приказу председателя а по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2018 775 План-график (дорожная карта) по подготовке и проведению государственной итоговой
Приложение 1 к приказу управления образования администрации г. Тулы от 19.01.2015 11-а ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальной олимпиаде младших школьников и учащихся 5-6 классов по общеобразовательным предметам 1.
Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Новосибирская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в Новосибирской области Школьный этап. В каждом муниципалитете
План научно-методической работы школы по введению и реализации ФГОС ООО и программы развития на 2015 2020 учебный год Методическая тема: Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации ФГОС
Всероссийская олимпиада школьников Модернизация системы проведения всероссийской предметной олимпиады школьников Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Этапы реализации программы 5 Направления программы 5 Ожидаемые результаты 12 2 Пояснительная записка Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию
Приложение к приказу управления образования администрации Болотнинского района от _27.09.г 169 План мероприятий (дорожная карта) подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
ГБОУ Пушкинский лицей 1500 План работы службы комплекса на / учебный год Основные проблемы 1. Отсутствие единой Программы развития на весь комплекс ГБОУ Пушкинский лицей 1500. 2. Низкое качество обученности
Модели проведения всероссийской олимпиады школьников по математике, информатике и ИКТ Архангельская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный
Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 03.03. 90 РАСПОРЯЖЕНИЕ Об организации введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "Дорожная карта" по исполнению поручений ЗСК от 23.05.2018 года 447-П "О практике работы органов местного самоуправления в Кореновском е по социально-экономическому развитию территорий
Приложение к приказу а от. 2012 г. План действий а по совершенствованию организации школьного питания обучающихся, воспитанников общеобразовательных на п/п Наименование мероприятий Срок Результат исполнения
Цель: создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС дошкольного образования в ДОУ Задачи: - создание условий для введения и реализации ФГОС
Приложение к приказу Министерства и науки РСО-Алания от 2014г. План мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного стандарта () в Республике Северная Осетия - Алания Для обеспечения
Положение о всероссийской олимпиаде школьников Цели и задачи Олимпиады: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых
Раздел План мероприятий по методическому сопровождению учебно-воспитательного процесса на 2014-2015 учебный год Содержание деятельности Сроки Ответственные Основные направления деятельности Организация
П/п УТВЕРЖДЕН распоряжением района от 2014 г. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития математического образования в Лужском районе Ленинградской области Мероприятия Сроки реализации Организаторы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13 РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол 1 от 01.09.2018 УТВЕРЖДАЮ / *) Директор / Л.М. Самигуллина
Документ предоставлен КонсультантПлюс ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30 июля 2015 г. N 3692-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ "ДОРОЖНАЯ КТА" ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
Программа повышения качества образования обучающихся МОУ Николо-Поточинской НОШ Кесовогорского Трайона Тверской области на 2013-2015 гг. «Качество. Мастерство. Успех» 1.Паспорт программы. Наименование
ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧЕЙ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ ППМС-СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Дата и время проведения: 4 февраля 2019 года 1400 1600 Место проведения: АОУ ВО ДПО «Вологодский институт
1432020/ 2014-34348(2) ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМ ИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОКУД 02512218 О проведении этапов всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге В целях выявления и поддержки
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВОЛГОДОНСКА ПРИКАЗ 15.08.2016 407 г.волгодонск Об утверждении дорожной карты подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного
План методической работы районного методического объединения учителей математики и информатики на 2016 2017 учебный год Руководитель: Околович В.А. с.бурла Методическая тема: Формирование ключевых компетенций
«Утверждаю» заведующая МБДОУ «Детский сад 4» А.И.Васютина приказ 30/2-Д от 30.05.2014 г. ПЛАН ПО ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
Принято: педагогическим советом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Капелька» Протокол 4 от «19» марта 2014г Утверждено: Приказом от
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (Минобр) ПРИКАЗ г. Благовещенск Ш Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Амурской области на 2015
Муниципальное общеобразовательное учреждение Покровская средняя школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области План методической работы МОУ Покровской СШ на - учебный год Утверждаю:
1 УТВЕРЖДЕН Приказом Управления Администрации ЗАТО Северск ПЛАН по Концепции развития на 2016-2017 г.г. в ЗАТО Северск Мероприятия Ответственны е Сроки Организационно-управленческий блок Источники информации
Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 76» Ленинского района города Саратова ПРИКАЗ от
Единая методическая тема школы: «Создание педагогических и информационно-методических условий для раскрытия индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечения возможности их самоопределения, самореализации
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение результативности работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися средствами индивидуализации обучения (отчет по результатам работы) Директор ГБОУ Школа Кадыкова
Актуальность Указ Президента России 204 Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Национальный проект "Образование" Создание региональных
Положение о проведении школьного, окружного и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в городе Москве I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ ПРИКАЗ от «13» января 2017 г. 12-а О проведении школьного этапа муниципальной олимпиады младших школьников по общеобразовательным предметам в 2016-2017