Вересковый мед вывод. «Слабость и сила народов в истории человечества (по балладе «Вересковый мед»)
Технологическая карта.
Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»Тип: урок «открытия» новых знаний.
Задачи:
Формировать представление о личности Р.Л.Стивенсона;
Познакомить с основными фактами жизни и творчества писателя;
Углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках;
Познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой, жанровыми особенностями баллады Стивенсона «Вересковый мёд».
Развивать навыки выразительного чтения баллады;
Уметь характеризовать героев и их поступки.
Планируемые результаты
Предметные:
ПР1 – знакомство с личностью Р.Л.Стивенсона;
ПР2 – развитие понятия о балладе;
ПР3 – составление характеристики героев.
Метапредметные:
Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности;
Р2 - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;
Р3 - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Р4 – контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.
П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста;
П2 - формулирование ответов на вопросы учителя и сверстников;
П3 - определение основной и второстепенной информации;
П4 - построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
П5 – представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем).
К1 – приобретение опыта работы в группе;
К2 - готовность слушать собеседника и вести диалог;
К3 - овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
К4 - осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
К6 – формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.
Личностные:
Л1 - осмысление нравственных и этических ценностей;
Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Л4 - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Л5 - осознание ценности человеческой жизни.
Межпредметные связи
Ресурсы урока:
Информационно-методические:
Учебник литературы;
Ахин М.Б. Сайфулина Н.Ш. Историческая основа и культурологический аспект в произведении Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мёд», ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.
https://ru.wikipedia.org
Материально-технические:
мультимедийный проектор;
компьютер;
мультимедийная презентация к уроку;
С D - диск с музыкальным отрывком.
Содержание деятельности ученика
Содержание деятельности учителя
Мотивация познавательной деятельности
Объясняют смысл приветствия (определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме):
- Успех приходит к тому, кто упорно трудится.
Приветствует учащихся и читает четверостишье:
Дорогу осилит идущий,
А знания – помощь в пути.
Упорство, к успеху ведущее,
Мечты ваши в жизнь воплотит.
Как вы понимаете эти слова?
Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.
Вы готовы сегодня трудиться?
Актуализация необходимых знаний
Слушают музыку, отвечают на вопросы (развитие мотивов учебной деятельности; планируют свою деятельность; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; строят логические рассуждения) .
Я не случайно начала урок со слов «дорога», «путь» . Ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Куда? А вот послушайте…
(звучит музыка: шотландская волынка).
Что вы представляли, слушая музыку?
Какой инструмент звучал?
Символом какой страны является волынка?
Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня?
Слайд 1 (Карта Шотландии, виды страны, люди, играющие на волынках)
Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, точнее на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л.Стивенсона, автора замечательной баллады «Вересковый мед», чтобы познакомиться …
Организация познавательной деятельности
Формулируют тему и цели урока (целеполагание и планирование своей деятельности, строят логические рассуждения): Предстоит познакомиться с биографией Р.Л.Стивенсона, его балладой «Вересковый мед».
Кто продолжит: с чем и с кем нам предстоит знакомство ?
Что бы вы хотели узнать на уроке?
Давайте сформулируем тему и цели урока.
Тема урока: «Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед».
Слайд 2 (Тема урока)
Сегодня мы познакомимся с биографией поэта, его творчеством и в частности с балладой «Вересковый мед».
Слайд 3 (Цели урока)
А помогут нам в этом наши консультанты: географ, историк, биолог и биограф поэта.
Путешествие начинается.
В добрый путь!
Отвечают на вопросы (формулируют ответы на вопросы учителя):
- Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
- Баллады бывают народные и литературные. Делятся на исторические, героические, любовные, комические, волшебные.
- Черты баллады: напряжённый сюжет, диалог, тайна, неожиданный финал;
специальные зачин и концовка; ярко описаны чувства автора, чувства героев.
Фронтальное чтение текста баллады подготовленными учениками и попутный анализ смысловых частей (Овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебной задачей, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее).
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
-Этот мед - что-то очень важное, если о нем сообщается в самом заглавии, или с ним связано какое-то очень значительное событие, м.б. из-за него что-то произошло.
-Что автор переработал народное произведение (легенду, предание) и создал на его основе свое. Это позволяет читателям верить тому, о чем рассказал поэт, ведь он поведал о том, что было в реальной жизни.
- Настроением грусти, сожаления о трагической судьбе пиктов.
- Маленькие, тихие. Очень трудолюбивые и мирные люди.
-Война была жестокой. кровопролитной.
-Мы видим последствия битвы (4-я строфа).
Учащиеся отвечают на вопросы.
- Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ.
- Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены.
- Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик маленькие, робкие. Они слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя
-Пытками и смертью.
- Молчанием.
- Автор сочувствует пиктам, это выражено через эпитеты ("малютки-медовары", "бедные пикты", "маленькие люди").
- Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.
Озвучивают версии.
1) Пикты не раскроют секрета и погибнут.
2) Не выдержат пыток и откроют секрет меда.
3) Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит.
Озвучивают версии .
1) Старик останется жив, раскрыв секрет меда.
2) Враги все равно убьют старика-пикта, раскрывшего секрет меда.
3) Старик не раскроет врагам тайну и погибнет.
Отвечают на вопросы учителя.
- Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре.
- Тайна – это рецепт верескового меда. «Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь.
- Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.
Отвечают на вопросы (осмысливают нравственные и этические ценности, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей).
- Во имя сохранения памяти предков, во имя верности Родине.
- Так поступил бы каждый из пиктов.
- Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина - самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины.
- Потому что он олицетворяет собой весь народ. Это собирательный образ.
Выполняют физические упражнения.
Групповая работа: договариваются о правилах работы в группах, группы составляют кластер и представляют его классу. Обсуждают полученные кластеры и проводят коррекцию после сличения с образцом (эталоном) учителя. (Приобретают опыт работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем)).
Выполняют задание. (Осмысливают нравственные и этические ценности; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; приобретают опыт работы в группе).
Взаимопроверка.
Предоставим слово нашим проводникам-консультантам.
(Приложение 1)
Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщения учащихся.
Мы коротко узнали, что собой представляет Шотландия и почему ее называют страной верескового меда. Эта страна славится еще и талантливыми людьми, среди которых замечательные писатели и поэты: Адам Смит, Вальтер Скотт, Роберт Бернс, Артур Конан Дойл и, конечно же, Роберт Льюис Стивенсон.
Наш консультант-биограф расскажет о поэте. (Приложение 1)
Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщение учащегося: портрет Стивенсона и карта его путешествий.
Вот такая непростая судьба у Р.Л.Стивенсона. Но это не помешало ему стать писателем. Он написал множество прекрасных произведений (более 30 томов). Самые известные из них – романы «Остров сокровищ» , «Черная стрела», «Похищенный». Среди малых жанров особую популярность имеет баллада «Вересковый мед».
Работа с понятием «баллада».
Давайте вспомним, что нам известно о балладе как литературном жанре.
Опрос:
Что такое баллада?
Какими бывают баллады?
Назовите черты, характерные для жанра баллады.
Обратимся к балладе Стивенсона «Вересковый мед», которую впервые на русский язык перевел в 1936 г. Н.Чуковский, а позже в 1942 г. – С.Я.Маршак. В переводе Маршака мы и будем ее читать.
Работа с текстом – анализ баллады:
чтение с остановками (со стопами).
1. Заголовок.
Заголовок в произведении – сильная позиция, т.е. очень важный элемент.
Как вы думаете, что скрывается в таком простом названии?
Что приходит на мысль при чтении заголовка баллады?
2. Подзаголовок.
О чем говорит подзаголовок баллады?
3. 1-4 строфы.
Каким настроением проникнут зачин баллады?
Какими вы представляете себе пиктов?
Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена?
Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?
4. 5-8 строфы.
Чем был вереск для пиктов?
Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом.
Что чувствует король? Почему? Зачем ему вересковый мед?
5. 9-14 строфы.
Как вы представляете себе встречу короля и последних пиктов?
Слайд 11, 12 (Кадры из мультфильма по балладе Стивенсона)
Чем грозит король последним пиктам?
Чем ответили ему пикты?
6. 15-21 строфы.
Что мог сказать старик?
Каков финал баллады? Выскажите свои версии.
7. 22-23 строфы.
Почему старик решил обмануть шотландцев?
О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»?
Почему пикты не выдали секрета верескового меда?
Сделаем выводы из прочитанного.
Выводы:
Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет.
Как вы относитесь к выбору старика? Правильно ли он поступил?
Можно ли назвать поступок старика подвигом?
А что такое подвиг? И кого мы называем героем? Какова основная мысль (идея) баллады?
Почему у героя нет имени?
Физминутка.
1. Предлагаю поработать в группах по 4 человека.
Определение черт баллады в произведении Стивенсона «Вересковый мед».
Предлагаю выполнить следующее задание №1: составить кластер «Вересковый мед» как баллада». (См. маршрутный лист) – (Приложение 2)
2. Демонстрация образца кластера учителя и предложение внести необходимые коррективы, если это необходимо. (Приложение 3)
Слайд 13 (Кластер)
Задание №2 (См. маршрутный лист) :
- Почему…
- Зачем…
- С какой целью…
- По какой причине…
- Как, по вашему мнению, …
2 балла за правильный и полный ответ;
1 балл – за неполный ответ или неточный;
0 баллов – за неверный ответ
Подведение итогов
Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. (Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; - формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников; формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее.)
Записывают домашнее задание в дневники.
Предлагается ответить на вопросы :
Какова тема урока?
Какую задачу ставили?
Достигли ли цели?
Что было интересно на уроке?
Что было трудно?
Где ваши знания пригодятся?
Кто поработал на «5»? «4»? «3»?
Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?
Домашнее задание:
Предлагаю выполнить:
по выбору:
Написать синквейн к балладе «Вересковый мед» (Правила написания синквейна прилагаются к маршрутному листу) (Приложение 5) ИЛИ:
Продолжить предложение:
3) Подготовить иллюстрации к балладе.
Вот и подошло к концу наше литературное путешествие. Я думаю, оно было увлекательным и полезным. Мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, надеюсь, вам захочется читать его произведения.
СПАСИБО всем, кто сегодня упорно трудился и помог сделать успешным наш урок! А закончить урок мне хотелось бы афоризмом Р.Л.Стивенсона: «Желание и любопытство - два глаза, магически преображающие мир».
Оценки за урок.
Дополнительный материал:
Портрет писателя, интернет-ресурсы.
Диагностика достижений планируемых результатов:
Дополнительные творческие задания:
Составить синквейн, подготовить иллюстрации к балладе.
Самоанализ
Достижения
Затруднения
Предложения
Приложение 1
Сообщения учащихся
ГЕОГРАФ:
Посмотрите на карту (показывает на карту) . На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Большую часть её занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.
ИСТОРИК :
- «Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними.
Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.
БИОЛОГ :
Вереск - вечнозелёное растение. Высота 30-50 сантиметров, листочки мелкие, свёрнутые, темно-зелёного цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена.
Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли – порой до снегов.
Поэтическая красота цветущих зарослей вереска с древности вдохновляла творческих людей, и они воспевали её в своих произведениях.
Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными.
БИОГРАФ:
Роберт Льюис Стивенсон родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии.
Жизнь писателя была непростой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели.
Стивенсон вспоминал:
«Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага»
По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных, он стал-таки писателем.
Стивенсону приходилось постоянно сражаться с судьбой не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».
Итак, ему противопоказаны волнения, а он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение, а он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане.
Стивенсон писал:
«В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и, мне кажется, я … одержал победу в битве с жизнью».
Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа.
Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было присуще Стивенсону: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства.
Приложение 2
Маршрутный лист
Задания
Задание № 1
Составить кластер «Вересковый мед» как баллада» и обсудить в группе. Затем представить окончательный вариант классу. Сличить по ключу.
Задание № 2
Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста.
Вопросы должны начинаться со слов:
- Почему…
- Зачем…
- С какой целью…
- По какой причине…
- Как, по вашему мнению, …
Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно, проведите взаимопроверку, оцените ответы по следующим критериям:
2 балла за правильный и полный ответ;
1 балл – за неполный ответ или неточный;
0 баллов – за неверный ответ.
Домашнее задание
по выбору:
Написать синквейн к балладе «Вересковый мед»
ИЛИ
2) Продолжить предложение:
«Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…»
3)Подготовить иллюстрации.
Приложение 3
Приложение 4
Лист индивидуальных достижений: _________________________________________________________________ 5 класс
Тема «Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед»
Отметка о выполнении
Оценка за урок
цель достигнута -
справляюсь, но есть ошибки -
ещё нужно над этим поработать –
1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока
2. Умею отвечать на вопросы учителя и товарищей
3. Умею составлять схему, кластер, таблицу
4. Умею применять теоретические знания при выполнении заданий
5. Умею задавать вопросы по содержанию прочитанного текста
6. Умею выступать с сообщением на заданную тему перед товарищами
7. Умею составлять «Синквейн»
8. Умею быть внимательным
9. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и
уважать мнение других, не подводить группу
10. Умею оценивать свою деятельность
11. САМООЦЕНКА ЗА УРОК
Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)
Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)
Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)
Приложение 5
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Тема : гибель последних пиктов.
Идея : борьба за независимость и свободу против поработителей.
Главная мысль: лучше умереть с честью, чем жить в бесчестии. Выдать секрет меда, значит, предать традиции своего народа, предать свою Родину. Любовь к Родине дороже жизни.
«Вересковый мед» сюжет
- Экспозиция — воспевание верескового напитка, характера и обычаев пиктов.
- Завязка — захват территории пиктов, уничтожения маленького народа.
- Развитие действия — король стремится узнать рецепт верескового напитка, захват в плен отца и сына, их допрос.
- Кульминация — по просьбе отца сына бросают в море.
- Развязка — отец навсегда оставляет с собой секрет верескового напитка, но бросает вызов врагам, готов умереть, но не подчиниться, не предать свой народ.
Основа баллады — шотландская легенда о том, как пикты сохранили секрет верескового напитка.
Пикты — легендарный народ, живший в Шотландии до прихода скоттов (от последнего названия происходит и название Шотландии, буквально — страна скоттов). Пикты, по преданию, были очень малы ростом. Баллада написана на основе шотландской легенды о вересковом напитке. Впервые о народе пикты упоминается в 297 году нашей эры как о врагах Рима. Пикты боролись против различных врагов. Иногда они проигрывали большие битвы, теряли огромные территории, но упорно снова воевали за свою землю. В IX веке пикты были покорены скоттами, то есть шотландцами, после чего смешались с представителями других народностей, потеряли язык и перестали существовать как отдельный народ.
В летописях и легендах пикты чаще всего изображены как смелые воины. Пораженные их смелостью завоеватели не понимали, откуда в невысоких ростом людей столько чувства непокорности и мужества.
Стивенсон использовал легендарное представление о пиктах и построил сюжетную канву баллады вокруг тайны. Народ пиктов остался в истории, благодаря сохраненной тайне о способе приготовления верескового напитка. Этот прием характерен для фольклорных произведений, когда герой должен раскрыть тайну и освободить волшебную силу. В балладе Стивенсона волшебной силой стали черты характера мужественных пиктов, которые прославил поэт.
«Вересковый мед» главные герои
- отец — олицетворение всего народа пиктов
- сын — он как и отец смелый, мужественный, несокрушимый, свободолюбивый
- шотландский король — жестокий, напыщенный, безжалостный, стремится к абсолютной власти
В балладе автор провозглашает право каждого народа на свою землю, свои традиции, свободу. В этом плане баллада выходит за пределы шотландской тематики, приобретая обобщающее значения. Маленький эпизод помогает автору утвердить идею независимости народа. А сам Стивенсон выступает здесь как истинный сын своей земли.
В балладе несколько раз повторяется словосочетание «секрет верескового напитка». Что же это за секрет? Это не только тайна напитка — как его варить, а прежде всего секрет духовной стойкости пиктов, который заключается в любви к родной земле и стремлении обрести свободу. Этот секрет важный для всех времен и народов.
Трагизм произведения усиливается тем, что здесь нет выбора между жизнью и смертью (так неволя — не жизнь), а есть только выбор смерти. Мудрый отец, осознавая неотвратимость гибели, выбирает для сына лучшую (мгновенную) смерть, и тот мужественно принимает ее. А старик умирает последним, однако не выдает врагам священной тайны. Они могут отнять у него жизнь, но не его волю и любовь к родине.
Сочинение
Английский писатель Роберт Льюис Стивенсон - основатель английского романтизма - любимец подростков. Его произведения зачаровывают молодежь, смущают душу, побуждают к мечтаниям и смелым и мужественным поступкам. Стивенсон родился в Шотландии и любил свою родину. В балладе «Вересковый мед» с печалью изображает он трагическую судьбу коренного населения Шотландии - пиктов. Идея свободы личности была очень близкая мировоззрению Стивенсона, который ощущал беззащитность «маленького человека» перед тиранами и проникался ее проблемами. Художник не воспринимал мир, в котором властвует закон «наживы» и удовлетворение нужд «сильных» за счет покорения более слабых. Для него было важным изображение трагизма, растерянности, беды, горя не только одного человека, а и целого народа. Действительность, которая изображена в балладе, не обязательно является реальностью, она отображает глубокие чувства и переживание Стивенсона-Романтика.
В нескольких строках этого произведения мастер пера трогательно изображает скромность и неприхотливость маленького коренного народа Шотландии - пиктов, которые имели свою культуру, обычаи, жили собственной маленькой радостью, мирно работали и никому не мешали. Но жестокий соседний король на охоте безжалостно поработив целый народ:
· В своих могилах тесных
· В горах родной земли
· Малютки-медовары
* Приют себе нашли.
Тем не менее, все в мире имеет глубокую естественную связь, нарушить который не могут даже короли. Сила, могущество, слава правителей не имеет власти над культурными ценностями и духовным достоянием целого народа. Уничтожив пиктов, завоеватель осознал, что они могли бы служить ему, так как в скором времени выясняется, что напиток, который готовили пикты, не может варить никто.
Король любой ценой стремился восстановить производство медового напитка, секрет изготовления которого был известный только уничтоженному им народу. Случайно его слуги нашли двоих пиктов - старого отца и сына-подростка - последних из маленького народа. Стивенсон показал, что все народы являются важными с присущими только им достояниями в культуре и быту - уничтожить их легко, а подменить - почти невозможно. Король хотел заставить пиктов рассказать секрет верескового напитка, и напрасно. Отец даже жертвует своим сыном, чтобы сохранить тайну уничтоженного народа:
· Пусть его крепко свяжут
· И бросят в пучину вод
· И я научу шотландцев
* Готовить старинный мед.
Самопожертвование старика пикта оправдано глубоким опытом и мудростью. Весь народ пиктов уничтожен, и уже ничего нельзя сделать. Жалея своего сына, которого соблазнами или истязанием заставили бы подчиниться, старый пикт решил облегчить его судьбу. В балладе «Вересковый мед» Стивенсон доносит до нас свое восприятие окружающего мира, воспевает оправданность поступков людей, показывает, что нет больших и малых народов, поскольку каждый народ исключителен. Изображая отношения между шотландцами и пиктами, художник призывает к гуманизму, так как народ, который действует против идей человечности, справедливость всегда теряет…
Разделы: Литература
Цели урока:
- познакомить учащихся с писателем – представителем зарубежной литературы Робертом Льюисом Стивенсоном;
- познакомить учащихся с историей древней Шотландии;
- продолжить знакомство с жанром баллады;
- раскрыть нравственный подвиг героя, его мужество и смелость;
- воспитание патриотизма;
- развитие читательских умений и актерского мастерства;
- умение работать со словом, его восприятие;
- развитие навыков анализа текста.
Оборудование:
- стенгазета, посвященная Шотландии (готовят ученики);
- стенгазета, посвященная Р.Л. Стивенсону (готовят ученики);
- карта Шотландии;
- изображение вереска;
- аудио запись мелодии шотландской волынки.
Ход урока
1. Слово учителя.
Ребята, вы знаете, что литература – это не просто учебный предмет, это та область знаний, которая позволяет нам переноситься в любые времена и места. Словно машина времени она переносит нас в прошлое или будущее. Вот и сегодня мы совершим с вами увлекательную литературную экспедицию в древнюю Шотландию.
Ребята, что такое экспедиция ? (Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным, …) заданием; группа участников такого мероприятия).
Итак, с этой минуты вы – участники экспедиции , которые любят литературу, я – ваш проводник и мы отправляемся в страну, которую в римскую эпоху именовали Каледонией, а теперь называют Шотландией, или страной верескового мёда, с целью познакомиться с этой удивительной страной и ее историей, побольше узнать об английском писателе, шотландце по рождению, Р.Л. Стивенсоне, о его творчестве. Урок-экспедиция поможет нам усовершенствовать ваши знания по литературе, задуматься над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку.
В экспедиции мне не обойтись без помощи специалистов, поэтому вместе с нами в Шотландию отправляются “историк”, “географ”, “биолог”, “биограф Стивенсона” и “этнограф”. Эти люди помогут нам сделать нашу экспедицию интересной и незабываемой. В добрый путь!
(звучит мелодия шотландской волынки) (Приложение1 ).
2. Теперь предоставим слово нашим специалистам.
Первый ученик – “географ”.
Посмотрите на карту (показывает на карту ) <Рисунок1 >. На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Бо льшую часть её ложа занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.
Второй ученик – “историк” (рассказ о Шотландии).
Вся история Шотландии, так или иначе, связана с соревнованием с английскими соседями. Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода. Здесь живут (показывая на карту) самоуверенные и отчаянные люди. Символы этой земли, конечно же, клетчатая материя и волынка. Бурный, далёкий и романтический край, известный как Горная местность Шотландии и её острова - одни из последних диких областей Европы. Здесь под открытым небом находятся поселения Каменного века и уникальные места первозданной природы. Шотландия с её дикими горами, прозрачными холодными озерами и волшебными замками привлекает туристов со всего света. Пожалуй, только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья. Название Шотландия произошло в XI веке. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.
Третий ученик – “биолог” (рассказ о вереске).
Те из вас, кто много читают, наверняка знают, что в скандинавских сагах и трактатах колдунов Вересковые пустоши упоминаются как места схваток мистических сил, а поили гостей в те далёкие времена непременно вересковым мёдом.
Да.… Есть у нас некрупное, но очень красивое растение, зовётся оно вереском. Занимает оно у матушки-природы очень трудную нишу: растёт преимущественно на северных песчаных пустошах, среди мхов и лишайников. Редкие цветковые растения здесь приживаются. А вот вереск, приспособившись к дефициту влаги, холодам, ветрам и снегопадам, прекрасно разрастается и первым покрывает землю плотным ковром, за что такие земли называют вересковыми пустошами. Живёт кустик вереска до сорока лет и за это время настолько обогащает малоплодные грунты, что делает из них почвы пригодные для культурных растений. Люди недаром говорят: поселился вереск – нам будет, где жить.
4. Учитель (беседа по тексту).
- Тронуло ли ваше сердце это произведение?
- Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных? (1-2 строфы).
- Что мы узнали о войне, пронёсшейся над шотландской землёй? Как, не описывая сражений, автор заставил нас почувствовать весь ужас произошедших событий?
(мы видим последствия битвы:
На вересковом поле, на поле боевом,
Лежал живой на мёртвом и мёртвый на живом).
(Представьте, что прекрасные лиловые цветы обагрились кровью, а вереск – это то, чем люди дорожили, так как он являлся для них символом святости, и этот символ был поруган.)
- Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов? (устное рисование).
- Какие чувства владели королём? (прочитать строки, которые помогут нам ответить на этот вопрос).
(Гневно король промолвил….). О чувствах пиктов мы можем только догадываться: они знают о собственной обречённости и видят перед собой врагов, уничтоживших их племя, разоривших их землю.
(Король “безжалостный к врагам”, “глядит угрюмо”, “гневно промолвил”, пикты же – “малютки медовары”, “бедные пикты”, “маленькие люди”).
- Представьте ещё раз сцену допроса. В чём трагическое величие картины? Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого?
(С одной стороны – крутой берег моря, безбрежная стихия, в седле восседает сам шотландский король. С другой стороны – маленькие люди. Их молчание ещё более значительно на фоне вечных голосов природы: вереск звенел над ними, в море катились валы…).
- Как погибли сын и отец? Почему старик решил обмануть шотландцев?
(Боялся, что сын не выдержит пыток, желал для него более легкой и быстрой смерти, чем на костре).
- Почему вересковый мёд для старика “святая тайна”?
(потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ).
- Во имя чего совершает свой подвиг старик?
(во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине).
- “Вересковый мёд” - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?
(он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада).
- Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в “Вересковом мёде”.
(исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка).
- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?
(о мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны, и т.д.).
Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад. Чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.
4. Подведение итогов.
Вот и подошла к концу наша литературная экспедиция. Я думаю, она вам запомнится надолго, потому что мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, возможно, вам захочется перечитать его произведения снова.
Прекрасны призраки былого,
Легенд и мифов хоровод,
Как хочется вернуться снова,
Туда где пикты варят мёд…
Хочется верить, что, несмотря на то, что экспедиция подошла к концу, вы так и останетесь не просто учениками, а ценителями и любителями литературы.
5. Домашнее задание: выучить наизусть любые 4 строфы из баллады “Вересковый мёд”.
Заканчивая наш урок-экспедицию, я обращаю ваше внимание на маленькие карточки, лежащие у вас на столах. Я задам вам вопрос, на который вы ответите молча, выбрав свой вариант ответа (чёрный или белый), оставьте его лежащим на парте той стороной вверх, которую вы выбрали.
Вопрос: Как вы относитесь к поступку отца? Что вызывает у вас в душе
поступок героя: осуждение или восхищение ?
Задача не в том, чтобы найти “правильный” ответ, а в том, чтобы показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора перед которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора.
Формирование представления о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках; познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой и жанровыми особенностями баллады Стивенсона «Вересковый мёд».
Развитие навыков выразительного чтения баллады; умения характеризовать героев и их поступки, выявлять жанровые особенности произведения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока знания – «открытие» новых знаний
Класс | |
Тема урока | Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед» |
Цель | Формирование представления о личности Р.Л.Стивенсона, познакомить с основными фактами жизни и творчества писателя; углубить знания о жанре баллады и ее жанровых признаках; познакомить с содержанием, сюжетом и нравственной проблематикой и жанровыми особенностями баллады Стивенсона «Вересковый мёд». Развитие навыков выразительного чтения баллады; умения характеризовать героев и их поступки, выявлять жанровые особенности произведения. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: Л1 - осмысление нравственных и этических ценностей; Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные УУД : Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2 - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия. Коммуникативные УУД: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2- готовность слушать собеседника и вести диалог; К3 - овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; К4- осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; К6 – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. Познавательные УУД: П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста; П2 - формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем). |
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, оборудование, наименование |
|
Организационная структура урока
Этапы урока | Длитель ность этапа | Задачи | Методы и приемы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации | 2 мин | Настроить на учебную деятельность (внутренняя и внешняя мотивация ) | Словесный | Фронтальная | Приветствует обучающихся и читает четверостишье: Дорогу осилит идущий, А знания – помощь в пути. Упорство, к успеху ведущее, Мечты ваши в жизнь воплотит. Как вы понимаете эти слова? Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться. Вы готовы сегодня трудиться? | Объясняют смысл приветствия (определяют личностный смысл учения; формулируют собственное мнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме): Успех приходит к тому, кто упорно трудится. | |
Этап актуализации знаний | 3 мин | Организовать ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания | Словесный, наглядный | Фронтальная | Я не случайно начала урок со слов «дорога», «путь» . Ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Куда? А вот послушайте… (звучит музыка: шотландская волынка). Что вы представляли, слушая музыку? Какой инструмент звучал? Символом какой страны является волынка? Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня? Слайд 1 (Карта Шотландии, виды страны, люди, играющие на волынках) Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, точнее на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л.Стивенсона, автора замечательной баллады «Вересковый мед», чтобы познакомиться … | Слушают музыку, отвечают на вопросы (развитие мотивов учебной деятельности; планируют свою деятельность; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; формулируют ответы на вопросы; строят логические рассуждения) | |
Этап выявления затруднений | 2 мин | Целеполагание | Словесный метод (беседа); наглядный | Фронтальная | Кто продолжит: с чем и с кем нам предстоит знакомство ? Что бы вы хотели узнать на уроке? * Давайте сформулируем тему и цели урока. Тема урока: «Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед» Слайд 2 (Тема урока) Сегодня мы познакомимся с биографией поэта, его творчеством и в частности с балладой «Вересковый мед». Слайд 3 (Цели урока) А помогут нам в этом наши консультанты: географ, историк, биолог и биограф поэта. Путешествие начинается. В добрый путь! | Формулируют тему и цели урока (целеполагание и планирование своей деятельности, строят логические рассуждения): Предстоит познакомиться с биографией Р.Л.Стивенсона, его балладой «Вересковый мед». | |
Этап объяснения (добывания) новых знаний | 17 мин | Открытие новых знаний: Работа с текстом в учебнике | Работа с источником. Приём ТРКМ: чтение с остановками (со стопами), «Древо предсказаний». Визуализация. Метод продуктивного чтения, проблемный метод Словесное рисование Словесное рисование Прием «Дерево предсказаний» Прием «Дерево предсказаний» Проблемно-диалогический метод | Индивидуальная, фронтальная | Предоставим слово нашим проводникам-консультантам. (Приложение 1) Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщения учащихся Мы коротко узнали, что собой представляет Шотландия и почему ее называют страной верескового меда. Эта страна славится еще и талантливыми людьми, среди которых замечательные писатели и поэты: Адам Смит, Вальтер Скотт, Роберт Бернс, Артур Конан Дойл и, конечно же, Роберт Льюис Стивенсон. Наш консультант-биограф расскажет о поэте. (Приложение 1) Визуальный ряд – серия слайдов, иллюстрирующих сообщение учащегося: портрет Стивенсона и карта его путешествий Вот такая непростая судьба у Р.Л.Стивенсона. Но это не помешало ему стать писателем. Он написал множество прекрасных произведений (более 30 томов). Самые известные из них – романы «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Похищенный». Среди малых жанров особую популярность имеет баллада «Вересковый мед». Работа с понятием «баллада». Давайте вспомним, что нам известно о балладе как литературном жанре. Опрос: Что такое баллада? Какими бывают баллады? *Назовите черты, характерные для жанра баллады. С какими балладами вы познакомились в этом учебном году? Обратимся к балладе Стивенсона «Вересковый мед», которую впервые на русский язык перевел в 1936 г. Н.Чуковский, а позже в 1942 г. – С.Я.Маршак. В переводе Маршака мы и будем ее читать. Работа с текстом – анализ баллады: чтение с остановками (со стопами). 1. Заголовок. Заголовок в произведении – сильная позиция, т.е. очень важный элемент. Как вы думаете, что скрывается в таком простом названии? Что приходит на мысль при чтении заголовка баллады? 2. Подзаголовок. О чем говорит подзаголовок баллады? 3. 1-4 строфы. Каким настроением проникнут зачин баллады? Какими вы представляете себе пиктов? Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена? Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего? 4. 5-8 строфы. Чем был вереск для пиктов? Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом. Что чувствует король? Почему? Зачем ему вересковый мед? 5. 9-14 строфы. Как вы представляете себе встречу короля и последних пиктов? Слайд 11, 12 (Кадры из мультфильма по балладе Стивенсона) Чем грозит король последним пиктам? Чем ответили ему пикты? 6. 15-21 строфы. Что мог сказать старик? Каков финал баллады? Выскажите свои версии. 7. 22-23 строфы. Почему старик решил обмануть шотландцев? О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»? Почему пикты не выдали секрета верескового меда? Сделаем выводы из прочитанного. Выводы: Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет. Как вы относитесь к выбору старика? Правильно ли он поступил? Можно ли назвать поступок старика подвигом? А что такое подвиг? И кого мы называем героем? Почему у героя нет имени? Какова основная мысль (идея) баллады? | Сообщения учащихся (готовность выступать перед сверстниками с сообщениями, осознанно строят речевые высказывания в устной форме): Географа Слайд 4 Историка Слайд 5 Биолога Слайд 6, 7, 8 Класс слушает сообщения выступающих (готовность слушать выступающих) Сообщение консультанта: Биография Стивенсона (готовность выступать перед сверстниками с сообщения-ми, осознанно строят речевые высказывания в устной форме). Слайд 9, 10 Отвечают на вопросы (формулируют ответы на вопросы учителя): - Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом. Баллады бывают народные и литературные. Делятся на исторические, героические, любовные, комические, волшебные. Черты баллады: напряжённый сюжет диалог, тайна, неожиданный финал; специальные зачин и концовка; ярко описаны чувства автора, чувства героев. Фронтальное чтение текста баллады подготовленными учениками и попутный анализ смысловых частей (Овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с учебой задачей, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее). Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Этот мед - что-то очень важное, если о нем сообщается в самом заглавии, или с ним связано какое очень значительное событие, м.б. из-за него что-то произошло. Это позволяет читателям верить тому, о чем рассказал поэт, ведь он поведал о том, что было в реальной жизни. Настроением грусти, сожаления о трагической судьбе пиктов. Маленькие, тихие. Очень трудолюбивые и мирные люди. Война была жестокой. кровопролитной. Мы видим последствия битвы (4-я строфа). Учащиеся отвечают на вопросы. Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ. Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены. - Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик маленькие, робкие. Они слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя Пытками и смертью. Молчанием. - Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили. Озвучивают версии. 1) Пикты не раскроют секрета и погибнут. 2) Не выдержат пыток и откроют секрет меда. 3) Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит. Озвучивают версии . 1)Старик останется жив, раскрыв секрет меда. 2) Враги все равно убьют старика-пикта, раскрывшего секрет меда. 3).Старик не раскроет врагам тайну и погибнет. Отвечают на вопросы учителя. Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре. - Тайна – это рецепт верескового меда. «Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь. Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ. Отвечают на вопросы (осмысливают нравственные и этические ценности, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей) - Во имя сохранения памяти предков, во имя верности Родине. Так поступил бы каждый из пиктов. Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина - самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины. | |
Физминутка – 2мин |
|||||||
Закрепление | 4 мин | Организовать деятельность для отработки навыков определения жанровых признаков произведения | Практический, наглядный. Работа с эталоном | Индивидуальная, групповая | 1. Предлагаю поработать в группах по 4 человека. Определение черт баллады в произведении Стивенсона «Вересковый мед». Предлагаю выполнить следующее задание №1: составить кластер «Вересковый мед» как баллада». (См. маршрутный лист) – (Приложение 2) 2. Демонстрация образца кластера учителя и предложение внести необходимые коррективы, если это необходимо. (Приложение 3) Слайд 13 (Кластер) | Групповая работа: договариваются о правилах работы в группах, группы составляют кластер и представляют его классу. Обсуждают полученные кластеры и проводят коррекцию после сличение с образцом (эталоном) учителя. (Приобретают опыт работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем)) | |
Самостоя тельная работа с взаимопроверкой | 5 мин | Контроль планируемых результатов усвоения новых знаний | Практический; письменный взаимоопрос | Индивидуальная, в парах | Задание №2 (См. маршрутный лист) : Почему… Зачем… С какой целью… По какой причине… Как, по вашему мнению, … 2 балла за правильный и полный ответ; 1 балл – за неполный ответ или неточный; 0 баллов – за неверный ответ. | Выполняют задание. (Осмысливают нравственные и этические ценности; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; приобретают опыт работы в группе) Взаимопроверка. | |
Рефлексия. Включение нового в систему знаний | 3 мин | Обобщить ценностное отношение к деятельности, к совместной деятельности, её оценка | Словесный | Фронтальная | Предлагается ответить на вопросы : Какова тема урока? Какую задачу ставили? Достигли ли цели? Что было интересно на уроке? Что было трудно? Где ваши знания пригодятся? Кто поработал на «5»? «4»? «3»? Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем? | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. (Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностный смысл учения; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; - формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.) | |
Домашнее задание | 2 мин | Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | Словесный; наглядный | Предлагаю выполнить
Написать синквейн к балладе «Вересковый мед» (Правила написания синквейна прилагается к маршрутному листу) (Приложение 5) ИЛИ
Вот и подошло к концу наше литературное путешествие. Я думаю, оно было увлекательным и полезным. Мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, надеюсь, вам захочется читать его произведения. СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе упорно трудился и помог сделать успешным наш урок! Оценки за урок. | Записывают домашнее задание в дневники |
Приложение 1
Сообщения учащихся
ГЕОГРАФ:
Посмотрите на карту (показывает на карту) . На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Большую часть её занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.
ИСТОРИК :
- «Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними.
Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.
БИОЛОГ :
Вереск - вечнозелёное растение. Высота 30-50 сантиметров, листочки мелкие, свёрнутые, темно-зелёного цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена.
Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли – порой до снегов.
Поэтическая красота цветущих зарослей вереска с древности вдохновляла творческих людей, и они воспевали её в своих произведениях.
Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными.
БИОГРАФ:
Роберт Льюис Стивенсон родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии.
Жизнь писателя была не простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели.
Стивенсон вспоминал:
«Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага»
По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных, он стал-таки писателем.
Стивенсону приходилось постоянно сражаться с судьбой не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».
Итак, ему противопоказаны волнения, а он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение, а он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане.
Стивенсон писал:
«В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и, мне кажется, я … одержал победу в битве с жизнью».
Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа.
Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было присуще Стивенсону: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства.
Приложение 2
Маршрутный лист
Задания | Задание № 1 Составить кластер «Вересковый мед» как баллада» и обсудить в группе. Затем представить окончательный вариант классу. Сличить по ключу. | Задание № 2 Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста. Вопросы должны начинаться со слов: Почему… Зачем… С какой целью… По какой причине… Как, по вашему мнению, … Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно, проведите взаимопроверку, оцените ответы по следующим критериям: 2 балла за правильный и полный ответ; 1 балл – за неполный ответ или неточный; 0 баллов – за неверный ответ. | Домашнее задание по выбору:
ИЛИ 2) Продолжить предложение: «Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…» |
Приложение 3
Отметка о выполнении
Оценка за урок
цель достигнута -
справляюсь, но есть ошибки -
ещё нужно над этим поработать –
1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока
2. Умею отвечать на вопросы учителя и товарищей
3. Умею составлять схему, кластер, таблицу
4. Умею применять теоретические знания при выполнении заданий
5. Умею задавать вопросы по содержанию прочитанного текста
6. Умею выступать с сообщением на заданную тему перед товарищами
7. Умею составлять «Синквейн»
8. Умею быть внимательным
9. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и
уважать мнение других, не подводить группу
10. Умею оценивать свою деятельность
11. САМООЦЕНКА ЗА УРОК
Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)
Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)
Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)
Приложение 5
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Использованная литература:
- Ахин М.Б. Сайфулина Н.Ш. Историческая основа и культурологический аспект в произведении Роберта Луиса Стивенсона «Вересковый мёд», ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск.