Методика погружения при изучении основ православной культуры. Дидактические принципы в преподавании религиозной культуры на примере предмета «основы православной культуры
Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2012. Вып. 4 (27). С. 7-12
Теория и методика преподавания
РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ1 Т. В. Склярова
В статье рассматриваются теоретические подходы к преподаванию религиозной культуры в современной школе на примере предмета «Основы православной культуры»; охарактеризованы общие дидактические принципы в методике преподавания православной культуры; сформулированы особенные принципы преподавания православной культуры - христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, не-завершимости.
Актуально ли в наше время обсуждать теорию и методику преподавания любого предмета, а тем более религиозной культуры? Глобальные тенденции выбора предметов, форм и методов обучения, которые одинаковы во всех странах, казалось бы, нивелируют академические традиции, сводя все образование к сфере потребления услуг. Парадокс, но именно выявление научного и методологического каркаса учебного предмета позволяет сохранить его содержание и специфику не только для возможности дальнейшего использования, но и для развития этого направления в целом. Аналогично тому, как в годы гонений на Церковь специалисты делали чертежи храмов, обреченных на разрушение, фиксировали редкие техники церковного шитья или пения, видимо, стоит сосредоточиться на описании имеющегося опыта передачи православной традиции подрастающему поколению, независимо от требований современности ко всей системе образования.
Чтобы объяснить свою позицию, хотелось бы поведать историю почти двадцатилетней давности. В начале 1990-х гг. в статусе аспирантки педагогического университета я собирала по крупицам информацию о том, как в XX вв. развивалась православная педагогика. Естественно, мои изыскания были обращены к деятельности Религиозно-педагогического кабинета при Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже и к научно-педагогической работе лично прот. Василия Зеньковского. Все, что было доступно в открывающихся российских архивах, свидетельствовало о том, что много очень ценного материала находится вне России. Но самый ценный источник информации - это живые сви-
1 Доклад, прочитанный на Педагогической секции Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ 20 января 2012 г. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 11-06-00356а «Религиозное образование в современной России».
детели. Поэтому когда в 1994 г. Софья Сергеевна Куломзина приехала в Москву для участия в Рождественских чтениях, я одолела ее своими многочисленными вопросами о деятельности Религиозно-педагогического кабинета в Париже, сотрудником которого она являлась (о чем я знала из публикаций того времени). Велико было мое удивление, когда она весьма скептично отозвалась о деятельности этого «кабинетного кабинета», объяснив мне, что вся их работа сводилась к заседаниям и совещаниям, «в то время как мы, простые педагоги, сами разрабатывали программы летних лагерей, делали учебные пособия для воскресных школ и прочую педагогическую работу». Мое великое недоумение разрешил научный руководитель: «Это вечная проблема противостояния теоретиков и практиков в педагогике. Практики полагают, что теоретики им не нужны и вообще излишни, занимаясь никому не нужным бумагомаранием. Тогда как опыт практической деятельности обобщается и анализируется, тем самым сохраняясь в педагогике, именно теоретиками педагогики. Откуда ты узнала о том, что Куломзина работала в РПК? Из публикаций этого “кабинетного кабинета”. Вот и ответ на твое недоумение».
С тех пор я поняла, что теоретизирование в педагогике тоже необходимо.
Теоретические основы преподавания религиозной культуры в современной школе, на наш взгляд, представлены в отечественной педагогике двумя крупными направлениями. Первое направление отражает комплекс имплицитных представлений педагогов, преподающих основы православной культуры и вероучения, второе направление связано с теоретическими работами Института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии и его директора Ф. Н. Козырева. В настоящее время искусственно формируется еще одно направление, связанное с введением в 4-5 классах общеобразовательных школ России курса «Основы религиозных культур и светской этики». Кратко охарактеризую последние два направления, чтобы подробнее раскрыть первое.
Экспериментальное введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» первоначально предполагало обобщение и систематизацию уже имеющегося регионального опыта преподавания религиозных культур (в первую очередь православной и исламской) и разработку механизма преподавания на федеральном уровне этих предметов, наряду с нерелигиозной этикой, в школах России. Однако на деле все складывалось иначе. Была предложена единая методология преподавания названных предметов, с тем чтобы все они раскрывали ряд социально значимых тем: «культура и традиции», «праздники», «семья», «труд», «природа и экология», «война». Таким образом, мировоззренческое и этическое разнообразие религиозных культур оказалось сведенным к прикладной этике. Искусственность подхода и непродолжительность его применения не позволяют пока делать выводы о его целесообразности и эффективности.
Работы Ф. Н. Козырева2 характеризуют теоретические подходы и принципы преподавания религии в европейских странах и США в XX в. Анализируя много-
2 Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. СПб., 2005; Он же. Гуманитарное религиозное образование: Кн. для учителей и методистов. СПб., 2012.
образие подходов к передаче религиозной традиции в образовательных учреждениях, исследователь отмечает, что «идея содержания учебного предмета определяет не только отбор учебных тем и материалов, выстраивание логики учебного предмета, но и разработку процедур, с помощью которых можно оценить результативность усвоения этого содержания»3. Вместе с тем изучение предметов «религия» и «религиозная культура» в школьном образовании Ф. Н. Козырев выносит за рамки совместной деятельности религиозных объединений и школы, полагая, что содержание и методику преподавания этих предметов определят ученые и педагоги, но отнюдь не сами носители конкретной религиозной традиции.
Направление, в котором содержание и методику преподавания религиозной традиции и культуры определяют ее носители, представлено в современной педагогике работами Л. П. Гладких, С. Ю. Дивногорцевой, В. М. Меньшикова, И. В. Метлика, Т. И. Петраковой, О. М. Потаповской, Л. М. Харисовой, О. Л. Янушкявичене.
Охарактеризуем подробнее теоретические основы и методические принципы преподавания православной культуры в современной школе. Как отмечалось выше, теория преподавания ОПК в настоящее время существует в имплицитной форме, общие закономерности подразумеваются, на них основывается эмпирический опыт преподавания, но научные формулировки во всей полноте не представлены. Предмет «Основы православной культуры» изучает культуру православной традиции. Подчеркну, что это изучение не самой вероучительной традиции, стержнем которой является богослужение, а ее культуры во всех сферах человеческой жизни. Вот несколько примеров, подтверждающих данный тезис. Прочтение стихотворения Иосифа Бродского «Сретение» будет затруднительным для человека, не знакомого с библейским повествованием о событиях, связывающих Ветхий и Новый Завет. Витражи Шартрского собора, фрески Микеланджело, иконы Андрея Рублева раскрывают содержание христианской картины мира, повествуют о событиях Священной истории, предоставляя материал для ориентации в смыслах человеческой деятельности и осуществления нравственного выбора. Таким образом, теория преподавания ОПК тесно связана с изучением содержания православной вероучительной традиции, которое представлено в богословии. Специфика содержания предмета ОПК выражена в его культурных проявлениях и этических ориентирах, изучаемых на материале христианской традиции.
Ведущими методическими принципами преподавания ОПК являются как общие принципы дидактики, раскрываемые применительно к этому предмету, так и особенные дидактические принципы, свойственные только этому предмету. Кратко охарактеризуем их.
Общие принципы дидактики - научности, системности, культуросообраз-ности, природосообразности, последовательности изложения - не могут быть нарушены или игнорируемы в преподавании основ православной культуры.
Принцип научности в методике преподавания ОПК означает соответствие изучаемого материала тому корпусу научных знаний, который сложился в хри-
3 Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование. С. 129-130.
стианском богословии. Приведу два примера, иллюстрирующих игнорирование и нарушение этого принципа. Школьный педагог, автор методических рекомендаций к изучению ОПК, предложила для эффективности запоминания материала свою классификацию церковных таинств - повторяемые и неповторяемые. Это пример игнорирования существующей традиции изучения данного материала. Нарушение принципа научности продемонстрировала автор одного из учебных пособий, которая предложила познакомить школьников с новозаветными событиями на материале русских духовных стихов - апостол Петр ходил по Руси, а вознесение Христа происходило на фоне русских берез.
Принцип системности реализуется в соответствии преподаваемого материала целям, задачам и методам изучения данного предмета. В этом отношении даже небольшой по объему учебный материал может и должен быть системно структурирован. В качестве примера системного конструирования учебного материала приведем учебное пособие протодиакона Андрея Кураева4, в подготовке которого автору статьи довелось принять некоторое участие. На вопрос о главной идее и логическом стержне его учебника отец протодиакон ответил в терминах богословия «от христологии к антропологии, а от нее к сотериологии». Таким образом была сформулирована система изложения материала для четвероклассников - от учения о Христе к учению о человеке и путях его спасения в православной традиции. Эта логика последовательно раскрывается в параграфах учебника. Сначала идут такие темы, как «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха». Это часть христологии. Далее следуют антропологические темы «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Заповеди», «Милосердие», «Золотое правило этики». Венчают содержание учебника темы, раскрывающие пути и возможности спасения человека: «Подвиг», «Заповеди блаженств», «Зачем творить добро?», «Чудо в жизни христианина», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Христианин в труде».
Принцип культуросообразности проявляется в соответствии текстов, иллюстраций, манеры изложения учебного материала той культурной традиции, о которой он повествует, а также в соответствии той культуре, которая знакома и доступна для постижения учащимся. Применение принципа культуросообраз-ности в методике преподавания ОПК реализуется в гармоничном сочетании культурных образцов современности с эстетическим каноном православной традиции. В этом отношении большинство учебных пособий по ОПК демонстрируют нарушение действия названного принципа по двум причинам. Первая, наиболее распространенная, - представление о православной культуре как об атрибуте давно минувших дней. Одежда и речь персонажей искусственно состарены, образцы для подражания жили в прошлых веках, никакого мостика к реалиям сегодняшней жизни нет. Как ученику сориентироваться в смыслах человеческой деятельности, в направлениях нравственного выбора, когда он имеет дело с музейными экспонатами и не представляет себе, в чем состоит их нынешняя ценность? Второй тип нарушения принципа культуросообразности в учебниках ОПК связан с отбором и изложением материала, игнорирующими эстети-
4 Кураев А., протодиак. Основы православной культуры: Учеб. пособие для общеобразо-ват. учреждений: 4-5 классы. М., 2010.
ку православной традиции и спекулирующими на современных реалиях. В этом отношении печальную известность получили учебники Б. Якеменко5. Курс лекций для выпускников школы содержит такие актуальные темы, как «Кино и православная культура», «Коммунистическая партия как новая церковь», «Православие и русский рок», «Православие и Интернет». Изложение материала и иллюстративный ряд этого учебного пособия отражают популярную культуру, в которой автор ищет и находит элементы культуры Православия, игнорируя при этом сложившиеся в Православии эстетические каноны.
Принцип природосообразности реализуется в соответствии учебного материала и методов его изложения особенностям детской физиологии и психики. Опытными педагогами замечено, что материал религиозной традиции и культуры усваивается в детстве в прямой зависимости от специфики мышления ребенка6 (стадии интеллектуального развития, по Ж. Пиаже). Дошкольникам интересны человеческие качества библейских персонажей. Для младших школьников актуальны образцы правильного поведения, для младших подростков - ситуации морального выбора, а для старших подростков - образы дружбы и любви.
Принцип последовательности изложения материала предполагает не только постепенное логическое раскрытие всех изучаемых тем, но и выявление межпредметных связей в содержании образования. Наличие содержательного ядра в каждом предмете определяет возможность построения межпредметных связей. Так, например, история России XVII в. предполагает знакомство с церковной реформой 1650-1660 гг., а нравственные искания героев произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского становятся понятными только в контексте христианских ценностей.
В качестве особенных дидактических принципов преподавания основ православной культуры назовем следующие: христоцентричности, иерархичности, другодоминантности, антиномичности, незавершимости.
Принцип христоцентричности в методике преподавания ОПК состоит в том, что центром изучения культуры Православия является факт Боговоплоще-ния, а также предшествующие и последующие за ним события и их отражение в культуре.
Принцип иерархичности заключается в строгой иерархии целей и смыслов изучения материала религиозной культуры. Явления и понятия, выносимые для изучения в предмете ОПК, не являются равнозначными и рядоположенными. Для адекватного их изучения необходимым методическим условием является передача иерархической соподчиненности изучаемых тем.
Принцип другодоминантности в преподавании ОПК реализуется в знакомстве учащихся с позицией Другого (им может быть Бог или другой человек). Выход за рамки своего наличного состояния, своих переживаний и желаний, что предполагает использование принципа другодоминантности, предоставляет учащимся иной механизм постижения в том числе и самого себя.
5 Якеменко Б. Основы православной культуры. Ч. 1. М., 2008; Он же. Основы православной культуры. Ч. 3. Курс лекций для 10-11 классов. 1917-2009. М., 2009.
6 Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.
Принцип антиномичности заключается в изучении единства двух взаимно противоположных суждений. Христианская культура и богословие на много веков раньше современной науки выявили необходимость антиномичного подхода к описанию ведущих своих положений. Бог и Его творение находятся в нераздельном и неслиянном единении. Христос - это Бог и человек одновременно.
Принцип незавершимости реализуется в методике преподавания ОПК признанием конечной непостижимости изучаемых явлений. Именно в этом предмете остается место для тайны, что позволяет формироваться сакральному отношению (от лат. sacrum «священный») к определенным явлениям в человеческой жизни и культуре.
Ключевые слова: религиозное образование, религиозная культура, методика преподавания православной культуры.
Theory and Methodology of Teaching of Religious Culture in Schools
Tatiana V. Sklyarova
The article examines the theoretical approaches of teaching religious culture in the modern school as an example of the subject «Fundamentals of Orthodox Culture». General didactic principles described in the methods of teaching of Orthodox culture. The special principles of teaching Orthodox culture are formulated - Christocentric, hierarchy, antinomy, unfinalizability.
Keywords: religious education, religious culture, methodology of teaching of orthodox culture.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению методики преподавания основ православной культуры в начальных классах 5
1.1 Основы православной культуры как общеобразовательный предмет 5
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников 9
Глава 2. Особенности методики преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 16
2.1 Анализ УМК по предмету «Основы православной культуры» 16
2.2 Методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение
Актуальность исследования курсовой работы определяется тем, что в настоящее время высшие и средние образовательные учреждения переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости институтов семьи осложняют пути личностного самоопределения ребенка. Особенно остро встает вопрос нравственного воспитания российских школьников. Воспитание национальной идентичности школьников, формирование у них нравственных ориентиров жизненного выбора невозможно без знания культуры своей страны. Решение данных задач многие исследователи связывают с обращением школьного образования к историческим истокам российского образования – православной культуре.
Изучение православной культуры в светской школе связано со стремлением помочь ребенку понять общенациональные идеалы и уважать культурные традиции разных конфессиональных и этнических групп. Осваивая ценности своей этнической культуры, учащиеся приобщаются ко всей российской культуре.
Дети младшего школьного возраста имеют свои психолого-педагогические особенности, без учета которых невозможно обучение их основам православной культуры. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда ставится специальная сознательная цель научиться чему-то новому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом виде деятельности – учении.
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Изучением особенностей преподавания предмета «Основы православной культуры» в школе занимались такие исследователи, как Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян, М.С. Уваров, о. Павел Флоренский и мн.др. Однако до настоящего времени отсутствуют конкретные методики преподавания основ православной культуры в начальных классах, что связано с неопределенностью статуса данного общеобразовательного предмета в системе российского образования.
Объект исследования курсовой работы– православная культура в содержании начального школьного образования.
Предмет исследования курсовой работы – методика преподавания основ православной культуры в начальных классах.
Цель исследования – разработка методических принципов преподавания основ православной культуры в начальных классах.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть «Основы православной культуры» как общеобразовательный предмет;
2. выделить психолого-педагогические особенности младших школь-ников;
3. проанализировать УМК по предмету «Основы православной культуры»;
4. разработать методические принципы преподавания предмета «Основы православной культуры» в начальной школе.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Элек-тронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 декабря.
Электронные ресурсы:
3. Всем епархиальным преосвященным. Патриарх Московский и всея Руси Алексий [Электронный ресурс] // http://atheismru.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm.
4. Журавский А.В. Выступление на международном семинаре «Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий» 22-23 февраля 2006 года [Электронный ресурс] // www.minregion.ru.
5. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов среднего образования предмета «Православная культура» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru:12550/db/text/358393.html.
6. Озмитель Е.Е. Православная культура и научные подходы к ее изучению [Электронный ресурс] // www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com.
7. Основы религиозных культур и светской этики. Об учебном курсе [Электронный ресурс] // http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20402.
8. «Письмо десяти академиков» [Электронный ресурс] // http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html.
9. Резолюция BPHC «О преподавании Основ православной культуры в школе» [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/209473.html.
10. Шестун Г., игумен. Православная культура – культура Право-славной цивилизации [Электронный ресурс] // www.fondiv.ru/articles/1/164.
Научная литература:
11. Балицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
12. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.
13. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М.: Олма-Пресс, 2000.
14. Большой толковый словарь русского языка – СПб.: Норинг, 1998. – 1536 с.
15. Бородина А.В. История религиозной культуры: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Изд. 5-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 64 с.
16. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. пособие. – М., 2002. – 128 с.
17. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
19. Корольков А.А. Русская школа и стратегия духовного просвещения // Педагогика. – 2003. – №5.
20. Кураев А., диакон. Культурология православия: готова ли школа к новому предмету? – М.: Грифон, 2007. – 272 с.
21. Кураев А.В., протодиакон. Основы православной культуры. 4-5 классы: уч. пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
22. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: уч. пособие. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
23. Марсадолова Т.Л. Изучение православной культуры в светской школе: культурологический подход: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2011.
24. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
25. Новикова Н.В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – , 2011. – 182 с.
26. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия. – Т. 1. – 1998. – 670 с.
28. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способ-ностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). – : Деловая книга, 2001. – 141 с.
29. Уваров М.С. Богословие и современное гуманитарное образование // Вестник Российского философского общества. – 2003. – №1.
30. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
31. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. – М.: Просвещение, 2002. – 336 с.
32. Шевченко Л.Л. Православная культура: уч. пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009. – 128 с.
33. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с.
34. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е.М. Борисовой. – : НПО «МОДЭК», 1998. – 303 с.
Общий объем: 31
Год: 2016
1. Общее
Когда среди людей, собирающихся преподавать в школе ОПК, заходит разговор о методике преподавания, часто устанавливается благоговейная тишина. Зачастую такие люди являются верующими, желающими послужить «во благо», но неискушенными в педагогике, и им кажется, вот сейчас их научат, сейчас им откроют великие тайны... Конечно, серьезная педагогическая подготовка необходима, нужно знать, как подойти к детям, как общаться с ними, но, наверное, пришло время поговорить и о самих методиках: на что они ориентированы, какое действие оказывают. Нужно, наконец, и о целях наших поразмыслить, а то ведь может оказаться, что под действием методик корабль ОПК поплывет очень быстро, да не туда...
Целью обычных уроков в школе является обучение знаниям и умениям. Для этого методики наработаны. А целью уроков ОПК? Получение знаний о русской православной культуре? Привитие эстетических навыков? Вряд ли... Интуитивно от этого курса хотят чего-то большего. Может быть, нравственность хоть чуть-чуть поднять, может, дать возможность детям о чем-то задуматься, внутренне освободиться от верчения в суете, почувствовать дыхание вечности.
Европейская культура построена на субъект – объектных отношениях. Эти же отношения во многом господствуют и в школе. Учитель - субъект, ребенок – объект. И кажется, целью ОПК является обрисовать, объяснить, показать ученику красоту жизни, построенной на истинном основании, чтобы он был готов исполнить в жизни то, что ему предназначено. Готов, но захочет ли?
Светская педагогика и психология обходят проблему Добра и Зла. Они стараются помочь человеку в его мелких поверхностных проявлениях. Но борьба Добра и зла достигает самой глубины сущности человека, в том числе и ребенка, душа каждого человека – поле битвы. И вот к самому глубокому в человеке и должен быть обращен предмет ОПК, иначе он, в общем-то, не нужен, культурологических и эстетических курсов в школе и так хватает, и ради введения еще одного из них не стоило бы ломать копья. Но как направить ОПК таким образом? Какие из имеющихся методик в этом могут помочь?
Известный психолог Г. С. Абрамова писала (см. 1, стр.184): «Идея духовной помощи соблазнительна как никакая, особенно когда выражается высокими словами». Очень легко в благородном порыве представить себя этаким каменщиком человеческих душ, да еще и вооруженным знаниями, и начать формировать будущих жителей Божьего Царствия (аналогично тому, как когда-то формировали строителей коммунизма), но в этом будет страшное насилие. В онтологической глубине человека живет тайна свободы, и никогда другой человек не может быть объектом воздействия, какие бы высокие цели при этом не ставились. Свобода человека так велика и так страшна, что даже среди учеников Христа был Иуда, не пожелавший ответить на любовь Богочеловека. Нельзя за человека принять решение о том, кто он есть, это было бы страшнее изобретения газовой камеры.
Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Духовная помощь отличается от помощи психологической, как сущность человека отличается от проявлений его Я. Духовная помощь может быть понята как помощь в обретении человеком совести, свободы, ответственности, веры и любви к Богу. Насколько она возможна под влиянием другого человека?...Сколько бы психологических теорий не было на свете, они не могут пройти мимо факта духовной работы человека. Чем она может быть вызвана? Какова в ней роль другого человека?»
Есть два пути: можно насаждать идеи и в этом будет насилие, можно стремиться к Идеалу самому. Г. С. Абрамова писала (см. там же): «Работа по созданию идеала обладает бесконечным потенциалом энергии. Вот поэтому человек формирующий – и похож на дрессировщика с кнутом, а человек, созидающий и воплощающий идеал, - похож только на самого себя, ему не нужен кнут (и пряник тоже), он сам оказывает воздействие такого же качества, как свет на тьму».
Последние слова: «Воздействие такого же качества, как свет на тьму», - могут быть смело записаны в цели предмета ОПК, а «человек, созидающий и воплощающий идеал» может попасть в отдел методик.
Недаром Серафим Саровский учил: «Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Конечно, реальные педагоги от святости далеки. Но в педагогике существует принцип: воспитывать становление становлением. Живой поиск живого человека, который живет рядом, которому ты не безразличен, который является твоим другом, который понимает тебя может быть лучше, чем ты сам, который радуется всем твоим успехам и скорбит о твоих падениях, не может не воспитывать. Конечно, такое отношение к воспитуемому является подвигом, но если педагог не готов на такой подвиг, то лучше ему не браться за духовное воспитание, а заняться чем-нибудь другим. Вспомним апостола Иакова, который писал: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2).
В христианстве Бог личен. В самой онтологической сущности Святой Троицы лежит понятие Ипостаси. И вот это личностное начало присуще каждому человеку как образу Божию. Поэтому по-настоящему урок по предмету ОПК может быть лишь встречей личностей с личностью. Если человек, сознавая свою немощь, обращен в меру своих сил к Богу, а также к ребенку как образу Божию, то любовь в каждой конкретной ситуации подскажет, как поступить. Главное, помнить, что не ты спасаешь ребенка, а от твоего отношения к нему зависит твое собственное спасение.
2. О некоторых конкретных трудностях
ОПК преподавать трудно и по многим вполне приземленным причинам. По этому предмету не ставится оценка, преподаватель не кричит, не строжится чрезмерно – какой-то несерьезный предмет получается... А в старших классах и того хуже – для поступления в университет он не нужен, так зачем же в наш прагматичный век на него тратить время?
Урок часто спотыкается с первого же шага: на нем нет дисциплины и часто собственно урока нет. Особенно остро проблема отсутствия дисциплины стоит в среднем звене. Опытные преподаватели разработали много методических приемов «борьбы с детьми». Суть их сводится к тому, чтобы детей чем-то занять. Можно раскрашивать карты на тему урока, можно устраивать викторины или решать кроссворды. Но как-то интуитивно чувствуется, что такие занятия не могут быть целью урока, а лишь вспомогательным средством. Их можно сравнить с костылями, необходимыми, когда урок хромает. О том, какую форму урока можно считать желательной, я выскажу свое личное мнение.
Начну с воспоминаний. Господь призвал меня в советское время. Тогда весь мир вокруг, включая мужа и его родственников, был против моей веры. У меня было двое совсем маленьких детей, и вот только им я могла рассказывать о Боге. И получилось так, что мы стали единомышленниками в своей устремленности к Богу, у нас была своя тайна, которой мир не знал, и которой мир был враждебен. Мы были и до сих пор остаемся друзьями, и сердцевиной нашей дружбы является любовь к Богу.
Думаю, что идеал урока по ОПК – урок, на котором ученики и учитель ощущают себя единомышленниками, устремленными к поиску Истины. Конечно, такое бывает не всегда, но если бывает, это оставляет след на всю жизнь.
Хочется предупредить еще об одной опасности. На обычном уроке педагог «выше» своих учеников, он дает им знания, которыми он обладает, а они нет. На уроке ОПК такого неравенства быть не может. Да, может быть, дети, которые сидят в классе, не ходят в церковь, может быть, они не постятся и не молятся по утрам, но Господь ведь оценивает сердечную глубину и чистоту, и мы не знаем, какой будет Его оценка. Мы, педагоги, по своему духовному уровню очень далеки от уровня апостола Павла или других святых, устами которых говорил Бог, мы, смея говорить о Боге, должны непрестанно взывать как мытарь: «Боже, Будь милостив мне грешному!». Мы не можем «возвышаться» над детьми, единственное, что мы можем – это вместе с ними искать Бога.
3. Возрастная классификация уровней восприятия морали Кольберга
Перед тем, как дать некоторые конкретные методические советы по преподаванию ОПК, постараемся дать некоторую характеристику состояния детей в различном возрасте. Наиболее интересна для наших целей возрастная классификация развития восприятия морали.
Рассмотрим концепцию Кольберга. Кольберг выделял три уровня развития морали ребенка, каждый из которых имел две стадии.
I. Доконвенционный моральный уровень.
Первая стадия – ориентация на наказание и послушание.
Вторая стадия – наивная гедонистическая ориентация.
II. Конвенционный моральный уровень.
Третья стадия – ориентация хорошей девочки\хорошего мальчика.
Четвертая стадия – ориентация поддержания социального порядка.
III. Послеконвенционный моральный уровень.
Пятая стадия – ориентация социального соглашения.
Шестая стадия – ориентация на универсальные этические принципы.
Возраст, в котором ребенок переходит на следующий уровень, индивидуален, хотя некоторые закономерности есть. Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на доконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых.
Подходя к подростковому возрасту, они, как правило, переходят на конвенционный уровень. При этом большинство подростков становятся «конформистами»: мнение большинства для них совпадает с понятием добра.
Переживаемый подростками негативный кризис, не считается нравственным дегрессом – он показывает, что подросток переходит на более высокий уровень развития, включающий в свое внимание социальную ситуацию. При этом часть подростков находится на стадии «хорошего мальчика», другие же достигают стадии «поддержания социального порядка».
Однако существуют подростки, которые не достигли конвенционного уровня. Проведенные Фрондлихом и Кольбергом в 1991 году исследования показывают, что 83% правонарушителей подростков этого уровня не достигли.
Переход к третьему, по Кольбергу, уровню развития морали, для наиболее быстро развивающихся детей бывает в 15 – 16 лет. Этот переход вначале кажется регрессом совести. Подросток начинает отвергать мораль, утверждать относительность нравственных ценностей, понятия долга, честности, добра становятся для него бессмысленными словами. Он утверждает, что никто не имеет право решать, как другому следует себя вести. Такие подростки часто переживают кризис потери жизненных смыслов. Результатом переживаемого кризиса является собственное принятие каких – то ценностей. При этом следует заметить, что далеко не все люди в своей жизни достигают этого уровня автономной совести. Часть людей до самой смерти находится на конвенционном уровне развития, некоторые не достигают даже и его.
Перед тем как анализировать описанную концепцию, сделаем оговорку. Нравственность – категория, относящаяся к духовной сфере человека. Личность человека как образа Божия свободна и таинственна в своей духовной жизни. Поэтому любые классификации могут описать нравственное развитие человека лишь схематично, условно, весьма приблизительно. Личность человека принципиально не может быть вписана в любые определения или схемы.
Исходя из многолетней практической работы с детьми разных возрастов, а также, опираясь на исследования различных психологов и педагогов: прот. Василия Зеньковского, Софьи Куломзиной и др., в соответствии с концепцией Кольберга, выделим три уровня в нравственном восприятии детей. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
II. Уровень принятия морали социума. 3). Принятие морали сверстников. 4). Принятие морали общества.
III. Уровень автономной совести. 5). Сомнение в существующих нравственных ценностях. 6). Собственный выбор системы ценностной иерархии.
Попытаемся осмыслить записанную схему с точки зрения христианской антропологии.
Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он будет выбирать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо, и что плохо. Затем он принимает в свою душу мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников, и, наконец, всего общества. И вот тут-то наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.
По Кольбергу для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15 – 16 лет.
Четырнадцатый год я руковожу воскресной школой. Примерно столько же преподаю ОПК в светской школе. С ребятами воскресной школы я связана теснее, поэтому становление их личностей мне анализировать проще, и я постараюсь описать «прохождение» различных уровней восприятия морали на их примере.
Первые из них пришли ко мне в возрасте 8 – 10 (1 ур.), сейчас им за 20. У нас не было «подросткового кризиса». Думаю, это было связано с тем, что существовала здоровая подростковая среда (2 ур., 3 ст.), которая интересно жила. Мы устраивали летние лагеря, ездили в паломнические поездки в Россию, праздновали праздники. Взрослея, мы жили жизнью православных России (2 ур., 4 ст.), из-за границы она казалась сплоченной и красивой. Но вот точку 15-16 мы ощутили очень остро. Раздались голоса: «Вот чему научила наша воскресная школа! Все наши усилия впустую!» (3 ур. 5 ст.). А это было время обретения свободы. Кризис мы пережили. Кто-то ушел, но многие остались. Сейчас в старшей группе (с 18 до 24) около 30 человек. Конечно это уже не дети, а друзья. Кто-то из них проводит младшим лагеря, кто-то ездит в детский дом. Есть и молодые семьи, каждый живет своей полноценной взрослой жизнью. Но расставаться мы не хотим, т. к. нас объединяет выбранное нами устремление жизни к Богу (3 ур., 6 ст.).
Пример воскресной школы подтверждает предложенную выше периодизацию, о том же, какие методические принципы можно из этой теории извлечь, будет рассказано ниже.
Начальная школа наиболее благоприятный возраст для преподавания чего угодно, а особенно ОПК. Если в этом возрасте педагог придет и скажет детям о том, что Бог их любит, детские сердечки радостно раскроются навстречу этой любви и, по крайней мере на уроке, будут всей силой желать Богу угодить.
Вот тут-то и открывается возможность с ними общаться, разбирая на примерах, как нужно жить. В начальной школе не нужно ходить вокруг да около, можно изучать с детьми самое ценное из того, что записано, а именно, Священное писание. При этом в первом классе нужно дать самые основные сведения о Боге, о грехопадении, о Евангельской истории, можно для этого использовать книгу «Дерево доброе» или другие аналогичные.
Во втором и третьем классе можно вести с детьми разговоры о существующих добродетелях, используя ветхозаветные сюжеты. Эти сюжеты красочны, связаны один с другим, в них представлен широкий спектр человеческих отношений. На уроках можно использовать детскую Библию. Только постоянно нужно помнить, что мы то живем в Новозаветное время, и это нужно обговаривать. Например, почему Иаков поступает безнравственно? Этот вопрос дети часто задают. Потому что тогда мир еще не знал Христа. У нас с вами сердце очищено жертвой Христа, мы и видим, что он поступал нечестно, а у Иакова сердце было затемнено первородным грехом, вот он и не видел, что грешит. Стремился к Богу как мог и не понимал, что так поступать нельзя.
В четвертом классе дети уже способны понемногу читать Евангелие сами. Только нужно обо всех отрывках подробно говорить. Еще и пятый класс можно отнести к этой возрастной группе и изучать с ним Евангелие.
В начальной школе на уроках желательны поделки, можно, например, делать Ноев ковчег или выстригать ангела. Чтобы понять, зачем нужен свет, можно попробовать походить по классу с закрытыми и открытыми глазами, можно попробовать также писать. Можно на тему притч или ветхозаветных сюжетов ставить сценки. Очень помогает тетрадь. К ней на уроках должно быть очень серьезное отношение. Я обычно говорю, что каждый делает для себя детскую Библию. Мы записываем в тетрадь самые важные вещи из тех, о которых мы говорим. На тему каждого урока – картинки. На праздник – подарок: какая-нибудь раскраска на библейскую тему, она торжественно вклеивается в тетрадь. Дети готовят свои детские Библии для своих будущих детей: нужно ведь будет и им о Боге рассказывать, а как же без картинок?
Для всех возрастов очень важно, чтобы дети чувствовали, что педагог ценит урок, что ему важна и радостна встреча с детьми, что он ее ждет.
Трудности возникают, когда дети переходят на уровень приятия морали социума. Если до этого педагог вел урок в авторитарном стиле сверху вниз, его взгляды начнут отвергаться в пользу взглядов подростковой среды, с которой общаются дети. В этом причина проблем возникающих во многих воскресных школах, когда дети перешагивают десятилетний рубеж. Если педагог не стал до этого другом, который участвует в жизни ребенка, а только с высоты своего возраста и знаний поучал его, как нужно жить, ребенок от педагога внутренне уйдет. Педагогу нужно стать лидером в группе подростков, а для этого нужно с ними жить: ходить в походы, ездить в лагеря, паломнические поездки, праздновать праздники. Подросткам нужны трудности, риск, движение. «Под юбкой» их не удержать. Трудности для общества детского подросткового периода обусловлены тем, что нет здоровой подростковой среды. Там, где она есть, трудности снимаются. Только нужны дела, которыми подростки будут заниматься.
Что же касается содержательной части уроков, то в это время желателен героический материал. Жития и подвиги святых, исторические сюжеты, краеведение – такие темы желательны в этом возрасте. В 13 –14 обязательно нужен курс по христианской этике, который касался бы жизни самих подростков: отношений между сверстниками, первой любви, стихов, музыки и т. д. Опять же очень важна атмосфера дружбы. Общение предпочтительно вести в форме диалогов, диспутов, дискуссий.
Очень важно, чтобы существовало здоровое общество, на взгляды которого дети могли бы ориентироваться. В этом смысле губительным оказывается, если при встрече с церковными людьми дети замечают ханжество, лицемерие и прочие пороки.
Но как бы педагоги не старались, 15-16 лет будет для многих временем мятежа. Для многих, но не для всех. Среди взрослых ребят, которые посещают нашу воскресную школу, есть такие, у которых этого метания не было. Интересно, что в своей оценке действительности они живут по законническим правилам. У них как бы есть «список» того, что хорошо и что плохо. Какое же решение они примут в ситуации, не попавшей в «список», сказать трудно, бывает всякое. Создается впечатление, что их сердечное чувствование ситуации еще не пробудилось. Это вполне согласуется с результатами Кольберга, который утверждал, что не все люди достигают в своей жизни уровня автономной совести.
Когда наступает вышеупомянутый кризис, единственной возможной помощью может быть привлечение к какой-то благочестивой деятельности. Любовь не может быть абстрактной, чтобы ее ощутить, нужно соприкоснуться с тем или чем, кому она может быть адресована. Мы не можем за подростка сделать выбор, кем ему быть, но мы можем дать ему опыт жизни по любви, чтобы было из чего выбирать.
Содержательно в этом возрасте можно рассматривать и анализировать различные религии, секты, знакомиться с философами и литературными произведениями, в которых рассматриваются мировоззренческие проблемы. Ученики способны готовить небольшие доклады, проводить собственные исследования. Предпочтительна тематика о выборе жизненного пути, об организации семейной жизни, о предназначении человека.
Данная работа адресована учителям. Но позволим себе сделать отступление, и один совет дать родителям.
Кольберг и печальный практический опыт свидетельствуют о том, что дети от нас уходят. Это неизбежно. А так хотелось бы, чтобы в них осталось доверие к нам, чтобы хотя бы до некоторой степени они сохранили бы послушание, чтобы наши слова не были шелестом опавших листьев в их жизни.
Рассмотрим библейский пример. Одной из самых ярких личностей в Ветхом Завете является личность Авраама. Его готовность по повелению Божьему принести в жертву единственного сына приводится как вершина возможной преданности Богу. Но как-то мало обращается внимания на поведение Исаака в этот момент. А ведь оно не менее удивительно. Авраам к моменту принесения жертвы был стар и слаб, а Исаак в самом расцвете сил. Не даром дрова для принесения жертвы нес на себе Исаак. Я спрашивала старших ребят, рассказывая эту историю: «Кто из вас, находясь в такой ситуации, позволил бы принести себя в жертву?». Не согласился бы ни один. В лучшем случае отобрали бы у отца нож. А то и наказали бы неразумное желание родителя. Так как же объяснить такое сверхестественное послушание? Так же как и готовность Авраама принести жертву. Авраам знал, что все, что исходит от Бога, является благом, хотя, конечно, и не представлял, как может быть благом убийство собственного сына. Но верил, что Бог как-то все управит. Также и Исаак, знал, что отец предан Богу и если он что-то делает, в этом не может быть зла.
Если родители главной своей жизненной линией изберут преданность Богу, у детей будет больше оснований дольше им доверять. Еще в советское время я встречала удивительные примеры доверительных отношений между матерями и сыновьями лет 16-18, пришедшими вместе к Богу.
Коблова Ольга Федоровна, учитель начальных классов МБОУ "Горельская СОШ"
Назначение:данный материал был представлен на ШМО по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Изучение истории и культуры религии в форме отдельного учебного предмета, курса имеет свои преимущества
, связанные, прежде всего, с системностью изложения материала и возможностью решения конкретных образовательных и воспитательных задач. Этот курс помогает увидеть проблемы с разных точек зрения и в разном толковании - с позиций светских и религиозных, а также наглядно убедиться в том, что даже при разных взглядах люди могут найти основы для открытого диалога и объединения. Он шаг за шагом формирует общество, в котором культурные различия только усиливают процесс консолидации вокруг общечеловеческих ценностей.
Но цель преподавания состоит не в том, чтобы ребенок усвоил определенные ЗУН, как в преподавании других учебных предметов, а получил представление о традиционной культуре своего и других народов и научился уважать ее. Здесь цель более воспитательная, нежели дидактическая.
Вместе с тем, на этом пути возникают определенные риски
:
Риски, связанные с опасностью перегрузки учащихся информацией
. Вводя в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы новую область знаний, следует помнить предостережение о том, что при перегрузке учащихся информацией у них блокируется эмоциональная сфера. Т.е. здесь остро встает вопрос межпредметных связей. Кроме того, религиозные, религиоведческие знания – это информация особого рода, требующая изначально формирования у учащихся положительного отношения. Что же имеется в этом плане в настоящее время? Перегруженностью страдают почти все действующие учебники. Многие учебники по религиозной культуре явно не соответствуют возрастным возможностям школьников.
Содержание курсов религиозной культуры зачастую слабо интегрировано с содержанием основных учебных предметов
, существует как бы «само по себе». Помимо опасности перегрузки учащихся информацией, о чем говорилось выше, это может оказать негативное влияние на единство учебно-воспитательного процесса в школе в целом. Преподавание курсов по истории различных религий учителями-предметниками несет риск неконтролируемых духовно-нравственных воздействий на учащихся
.
При апробации складывающейся системы организации учебной деятельности по комплексному учебному курсу ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») можно опираться не только на содержание учебника А. Кураева «Основы православной культуры», но и имеющиеся на сайтах /
Сайт «Церковная школа»
Сайт «Православное дело»
Православный образовательный портал «Слово»
Детский портал «Солнышко»
Школа Радости
Форум о. Андрея Кураева. Раздел «Воскресная школа»
Сайт «Светоч» (Основы Православной веры в презентациях)
Портал «Начальная школа – детям, учителям, родителям»
Сайт журнала «Начальная школа»
Сайт "Кукольный театр в воскресной школе
"
/ОПКиСЭ тематические презентации, опыт работы учителей-новаторов, содержание рабочих тетрадей на печатной основе, но, в большей степени, на имеющийся у обучающихся минимальный культурологический, этический, исторический и морально-нравственный опыт.
Затруднения в реализации комплексного учебного курса ОРКиСЭ испытывают не только учителя, но и обучающиеся.
Методологические противоречия
прояснились только после многоэтапного анализа содержания учебника А. Кураева «Основы православной культуры» и результатов наблюдения за поведением и восприятием содержания дисциплины (учебника) обучающимися 4 - 5 класса.
Условно методологические противоречия можно представить в двух аспектах: 1. социальном; 2. этическом.
Социальные противоречия
обусловлены столкновением двух процессов формирования религиоведческих представлений: обывательский (опыт семьи) способ воцерквления и светский способ восприятия религии как культурного факта русской истории. Успевшие сложиться семейные ценности, религиозные ценности, обывательское восприятие религиозных явлений и фактов создаёт методологические «помехи» в восприятии содержания культурологического курса «Основы православной культуры». Содержательный, стилистический, религиозно-языческий хаос представлений у обучающихся, сформированный социумом, родителями, семьёй осложняет логику восприятия и принятия существующих в православной культуре культурологических традиций, явлений и фактов.
Этическое противоречие
, на мой взгляд, создано автором учебника и его гражданской (профессиональной) позицией: учебник «Основы православной культуры» создан воцерквлённым человеком, священником, который воспринимает всех читающих данное учебное пособие как сложившихся православных. У людей, у которых ещё не сложилось устойчивое восприятие Веры, далёких от религиозного восприятия жизни, это вызывает недоумение и настораживает определённой, стилистически и профессионально оправданной позицией А. Кураева, категоричностью и однозначностью примеров и выводов.
Поскольку комплексный учебный курс ОРКиСЭ (модуль «Основы православной культуры») носит безотметочный, но оценочный характер, для обучающихся и их родителей важнее будет самооценка результатов деятельности на уроке и уровень выполнения итоговых творческих (проектных) работ. Предметные результаты освоения комплексного учебного курса ОРКиСЭ носят отсроченный характер, при котором качественные результаты переходят в количественные по истечению определенного промежутка времени.
Поэтому промежуточным результатом учебной деятельности во многих школах стали урочные «листы рефлексии»
:
Тема урока сегодня: (иногда тема заранее формулируется учителем, если представляет собой комплексную проблему), (чаще тема формулируется обучающимися самостоятельно после решения проблемной ситуации, или участия в проблемной беседе);
Я на уроке для того, чтобы… (самостоятельное определение индивидуальной цели присутствия на уроке);
Основные понятия темы сегодня (чаще предлагаются учителем списком, из которого обучающиеся выбирают наиболее ценностные для себя);
Ключевые образы темы (список образов даётся учителем, или выделяется после самостоятельного знакомства с текстом учебника, анализируемым на уроке);
Мне было интересно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
Мне было сложно, когда…(самостоятельное выделение компонентов урока, его этапов, видов работы);
Урок помог мне (самостоятельное формулирование обучающимся итога или результата урока с опорой на самостоятельно сформулированную цель присутствия на уроке) …
Это поддерживает познавательный интерес обучающихся, активно их включает в образовательный процесс урока, формирует системную потребность в самооценке и взаимной объективной оценки результатов интеллектуальной деятельности на уроке. В начале каждого урока: после вводной проблемной беседы, разрешения проблемной ситуации, проблемной жеребьёвки, просмотра мультфильма, видеозаписи или прослушивания аудиозаписи обучающимся вместе с учебниками предлагаются «листы рефлексии», где заполняется тема и цель урока. Остальное содержание листа – основное (понятия и образы) заполняется в процессе анализа основного содержания урока, учебника или творческой работы. Последние категории (пункты) листа заполняются при подведении итогов урока, выражении личностного отношения к проблеме урока, теме урока, собственной деятельности и результатам этой интеллектуальной деятельности на уроке.
Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Нарисуйте, как вы представляете себе ковчег Ноя»; «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении.
Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
Сейчас почти все УМК по ОРКСЭ укомплектованы рабочими тетрадями /…../ на печатной основе, их также можно рассматривать как ресурс для домашних заданий.
Идеи для домашних заданий учитель может найти в методических рекомендациях к УМК по ОРКСЭ (например, издательств «Просвещение» и «Дрофа», даже если на уроках используются другие учебники). Бывает, что сами ученики подсказывают темы и формы домашних заданий, проявляя на уроке интерес к какому-то вопросу или виду деятельности.
Особый вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Предполагается, что каждый ученик в течение года выполнит одно из подобных заданий, предлагаемых учебниками и поурочным планированием (в существующих на сегодняшний день УМК эти задания также даны с избытком, и учитель вместе с учениками имеет возможность выбирать и формировать из перечисленного собственный список). Учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, задание может объединять и одноклассников, изучающих разные модули, к выполнению такого типа заданий могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников. Систему домашних заданий, особенно долгосрочных, желательно в общих чертах разработать еще на этапе подготовки к ведению курса, знакомства самого учителя с модулем, который он будет преподавать, и УМК, по которому он будет работать. В процессе эта система, конечно же, будет корректироваться. Учитель должен заранее продумать, что именно из материала следует предложить детям для заучивания, пересказа, ознакомления, рассуждения, творческой работы и т.д., какие формы и способы проверки результатов выполнения домашнего задания будут использованы на следующем уроке.
Перед человечеством всегда вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертиии, о предназначении человека. После десятилетий господства официального атеизма и гоняний на церковь и верующих в нашей стране религия и религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России. На историко-религиозной тематике основаны классические страницы мировой и отечественной культуры. Без их знаний культурно - образовательный багаж человека становится ущербным. Для верующего человека религия даёт критерии добра и зла, определяет мировоззрение, формирует целостный взгляд на мир. Этот взгляд включает понимание истоков и смысла существования всего мира и каждого человека. Религия формирует убеждения многих людей, их взгляды на самих себя, своё место в мире, отношение к происходящему. Вот почему этот курс необходим в школе.
Литература
1. А.И. Половинкин Азбука Православия: Учеб.пособие/ ВолГТУ, Волгоград, 2002.
2. В.Н. Тростников Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3 – Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 432 с.
3. Изучение православной культуры (из опыта школ Курской области): нормативно-педагогические документы, программа курса, тематическое планирование занятий. – М: Школьная Пресса, 2008. – 80с.
4. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.