Как образуются втягивающие корни. Урок онлайн
Тренажёр для подготовки к ЕГЭ
по теме:
Корень. Строение, функции.
Видоизменения корней.
Корень. Строение, функции. Видоизменения корней .
Корень - вегетативный подземный орган растения. Он имеет радиальную симметрию, не несёт на себе листья, обладает способностью ветвиться, характеризуется неограниченным ростом. Функции корня: закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ, синтез гормонов и ферментов, выделение продуктов метаболизма, запасание воды и питательных веществ.
Совокупность всех корней одного растения называют корневой системой. Различают два типа корневых систем (у семенных): стержневую и мочковатую. Стержневая состоит из главного корня, от которого отходят боковые корни. Встречается у голосеменных и многих покрытосеменных (главным образом у двудольных).
Мочковатая – главный корень быстро отмирает, а развиваются придаточные корни, формирующиеся на нижней части стебля, от которых отрастают боковые корни. Встречается у однодольных.
На продольном разрезе различают четыре основных зоны корня деления, роста (растяжения), всасывания и проведения. Зона деления образована меристематической тканью, клетки которой активно делятся, обеспечивая рост корня в длину. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, который предохраняет верхушку корня от повреждения по мере продвижения корня в почве. Его клетки постоянно слущиваются. Они покрыты слизистым веществом для облегчения движения. Зона роста (растяжения) – Участок, на котором происходит рост клеток путём их растяжения. Зона всасывания покрыта корневыми волосками, которые поглощают воду и минеральные вещества из почвы. Здесь же происходит дифференциация клеток и формирование тканей. Зона проведения проводит воду и минеральные вещества в вышерасположенные органы растения. В этой зоне закладываются боковые корни.
В связи с изменением функций корня происходит его видоизменение. Образование корнеплодов и корневых клубней связано с накоплением в корне запасных веществ и воды. Корнеплод образуется из главного корня и нижнего участка стебля (свёкла, редька, морковь, репа и др.) Корневые клубни образуются из боковых и придаточных корней (батат, земляные орешки и др.).
Корни многих растений образуют с почвенными организмами симбиозы, Микориза (грибокорень) представляет собой симбиоз высшего растения и гриба. Клубеньки на корнях образуются у бобовых растений в результате их симбиоза с азотфиксирующими микроорганизмами, которые способны усваивать молекулярный азот атмосферы.
Часть 1 содержит 10 заданий (А1-А1-). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 1
А 1. В какой зоне корня происходит митоз?
1. зона всасывания
2. зона деления
3. зона проведения
4. зона роста
А 2. Какую из указанных функций корень не выполняет?
1. запасание воды и питательных веществ
2. синтез гормонов и ферментов
3. выделение продуктов метаболизма
4. фотосинтез
А 3. Бодяк полевой размножается
1. клубнями
2. корневищами
3. отводками
4. корневыми отпрысками
А 4. В центральном цилиндре корня преобладают ткани
1. покровные
2. основные
3. запасающие
4. проводящие
А5. Что представлает собой клубень картофеля?
1. корневище
2. корнеплод
3. сочный плод
4. видоизменённый побег
А 6. Подземный побег отличается от корня наличием у него
2. зоны роста
3. сосудов
А 7. Корнеплод- это
1. утолщённый придаточный корень
2. утолщённый главный корень
3. утолщённый стебель в основании главного побега
4. утолщённый стебель в основании главного побега и утолщённое основание главного корня
А 8. У растений из зародышевого корешка развивается:
2. главный корень
3. боковые корни
4. придаточные корни
А 9. «Головка» чеснока-это
1. видоизменённые придаточные корни
2. видоизменённая система побегов
3. видоизменённый побег
4. видоизменённые листь
А 10. Корнеплод свеклы-это видоизменённый:
2. стебель
3. корень и стебель
Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3-свыбором трёх верных ответов из шести, 3-на соответствие, 2-на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 2
В 1. Корневище можно отличить от корня по следующим признакам:
1. обязательное наличие листьев, почек, междоузлий
2. отсутствие корневого чехлика
3. наличие чешуй, узлов и почек
4. способность зеленеть на свету
5. есть придаточные корни
6. отсутствие ризодермы
В 2. Мочковатую корневую систему имеют
2. одуванчик
5. пшеница
В 3. Грибы образуют микоризу с корнями
4. однодольных покрытосеменных
5. двудольных покрытосеменных
6. всех видов крестоцветных растений
В 4. Установите соответствие между ботаническим наименованием и органом растения
Ботаническое наименование Орган
1) клубень картофеля А. корень
2) корневище ландыша Б. побег
3) яблоко домашней яблони В. плод
4) корнеплод моркови
5) корнеплод редиса
6) тыквина огородной тыквы
7) луковица репчатого лука
В 5. Установите соответствие между характеристикой и зоной (участком) корня
Характеристика Зона корня
А. участок образован мелкими, плотно 1. зона деления
прилегающими одна к другим 2. зона всасывания
живыми клетками
Б. клетки всё время делятся
В. участок корня, на котором находятся
корневые волоски
Г. Число клеток постоянно увеличивается
Е. состоит из образовательной ткани
В 6. Клубни как производные вегетативных органов
Орган Растение
А. Клубни стеблевого происхождения 1. георгин
Б. Клубни стеблевого происхождения 2. кольраби
4. картофель
5. топинамбур
В 7. Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки
А. зона всасывания Г. зона роста
Б. зона деления Д. зона проведения
В. корневой чехлик
В 8. Установите последовательность действий при пикировке
1. Растение опускают в лунку и колышком прижимают почву к корням.
2. Растение поливают.
3. В грунте с помощью колышка для посадки делаются лунки глубиной 5-7 см.
4. Основной корень растения слегка обламывают, примерно на 1/3 часть.
5. Колышек аккуратно подводят под корни сеянца и вынимают его из земли, держа его за
семядольный лист.
Часть 3 содержит 6 заданий (С1-С6). На задание С 1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2- С6-полный развёрнутый ответ.
Часть 3
С 1(а). Какие органы принимают участие в образовании корнеплодов и корневых клубней?
С 1(б). Что произойдёт с корнем, если у него отрезать верхушку?
С 1(г). Для чего при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?
С 2. Найди ошибки в приведённом тексте. Укажи номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Прочность и упругость корня обеспечивает покровная ткань. 2. Рост корня в длину обеспечивают
Зона деления и зона роста. 3. Процесс всасывания осуществляют вытянутые клетки корневых
волосков. 4 . Верхушка корня покрыта корневым чехликом, образованным механической тканью.
5 . В зоне проведения находится осевой цилиндр, его образует механическая и образовательная ткань.
С 3. Какие функции выполняют различные зоны молодого корня?
С 4(а). Вода и минеральные вещества поглощаются из почвы корневыми волосками. Что же дальше происходит с этим раствором в растении?
С 4(б). Докажите, что корневище растения - видоизменённый побег.
Ответы:
Часть 1
А 1-2 А 6-1
А 2-4 А 7-4
А 3-4 А 8-2
А 4-4 А 9-2
А 5-4 А 10-3
Часть 2
В 1-2 3 4
В 2-1 3 5
В 3-3 4 5
В 4-А 4 5, Б 1 2 7, В 6 3
В 5-1 1 2 1 2 1
В 6-1 1 2 1 2 1
В 7-В Б Г А Д
В 8-3 5 4 1 2
Часть 3
С 1(а). В образовании корнеплодов принимают участие, как главный корень, так и нижние участки стебля.
Корневые клубни появляются в результате утолщения боковых и придаточных корней.
С 1(б). Рост корня в длину прекратится. У корня с оторванным кончиком образуется много боковых и
придаточных корней. Корневая система становится более мощной.
С 1(в). 1. На свету клубни картофеля зеленеют, в них образуется ядовитое вещество-соланин;
2. В тёплом помещении усиливается испарение влаги, и клубни сморщиваются и прорастают.
С 1(г). 1. Прищипывание кончика корня стимулирует рост боковых корней.
2. В результате увеличивается площадь корневого питания растений.
С 2. 1- Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. 4-Верхушка корня покрыта корневым чехликом образованным покровной тканью. 5-Осевой цилиндр образует механическая и проводящая ткань.
С 3. 1. Корневой чехлик предохраняет верхушку корня от повреждений.
2. Зона деления - клетки этой зоны всё время делятся, число их увеличивается.
3. Зона роста - клетки этой зоны вытягиваются, в результате корень растёт в длину.
4. Зона всасывания - всасывание из почвы воды и других веществ.
5. Зона проведения – по клеткам этой зоны вода с растворёнными минеральными веществами,
поглощённая корнем, перемещается к стеблю.
С 4(а). Из клеток с корневыми волосками водный раствор просачивается в клетки коры корня и,
Сначала в стебель, а по сосудам стебля к листьям растения.
С 4(б). 1. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментальные листья и почки, верхушечная
почка определяет рост побега.
2. От корневища отходят придаточные корни.
3, Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.
1.Корнеплод - сильно утолщённый главный корень и часть стебля, служит для накопления питательных веществ (свекла, морковь) и вегетативного размножения.
2.Корневые клубни - утолщённые боковые или придаточные корни, тоже служат местом отложения питательных веществ (георгины, ятрышник) и для вегетативного размножения.
3.Втягивающие корни - боковые корни имеются у луковичных растений. Они способны сжиматься вдоль, благодаря чему луковица или корневище втягивается глубже в почву (лилейные).
4.Корни-прицепки - придаточные корни образуются на стебле и служат для прикрепления его к опоре (плющ).
6.Воздушные корни образуют многие растения эпифиты. По происхождению эти корни придаточные. Служат они для всасывания влаги из воздуха и дыхания (орхидные).
7.Ходульные корни - придаточные корни образуются в нижней части стволов и конусовидно расходятся в стороны приподнимая ствол над водой в зонах затопления (мангры), или играют роль подпорки (кукуруза, фикус бенгальский, баньян), дополнительно снабжают кислородом.
8.Дыхательные корни возникают на корнях некоторых древесных растений, растущих на сильно заболоченных почвах, в виде выростов на корнях, выступающих над поверхностью почвы. Они служат для снабжения кислородом корней (ива ломкая).
9.Ассимилирующие корни приспособлены для фотосинтеза (тропические орхидеи. Водяной орех).
10.Корневые отпрыски - наземные побеги (осина).
11.Опорные досковидные - видоизменённые боковые корни, обеспечивают дополнительную опору (тополь, вяз, бук).
У корней растений есть две основные функции: 1) закрепление растения в почве, 2) поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ. Однако нередко корни растений выполняют ряд дополнительных функций, в результате чего видоизменяются, т. е. в природе имеют место видоизменения корней.
Ниже перечислены наиболее известные видоизменения корней.
Корнеплоды
Корнеплод - это видоизменение главного корня и нижней части стебля, в которых накапливаются запасные питательные вещества (крахмал, сахара и др.). Корнеплоды характерны для таких растений как свекла и морковь, а также ряда других.
Чаще всего корнеплоды встречаются у двулетних растений. Они образуются в конце первого вегетационного периода такого растения, обычно в конце лета или начале осени. Растение за лето накапливает запасные питательные вещества, осенью ее надземная часть отмирает. На второй год весной стебли и листья снова отрастают. При этом используются запасные вещества из корнеплода. В этот год растение цветет и плодоносит, после чего отмирает полностью.
Корнеплоды многих растений человек использует для своего питания. Урожай собирают в первый год. Если надо получить семена, то корнеплод оставляют в почве на второй год.
Корневые клубни
Корневые клубни - это видоизменения придаточных и боковых корней, в которых накапливаются запасные питательные вещества. Клубни характерны для таких растений как батат, георгины и ряд других.
Корневые клубни по-другому называют корневыми шишками.
Корни-прицепки
Корни-прицепки (или корни-зацепки) - это видоизменения придаточных корней, служащие растению для прикрепления к какой-либо опоре. Эти корни находятся над почвой. Так растение выносит свои вегетативные части (стебель и листья) к свету при отсутствии прочного стебля. Корни-прицепки можно наблюдать у плюща.
Корни-подпорки
Корни-подпорки, или опорные корни, также развиваются из придаточных корней и находятся в воздушной среде. Они образуются у ряда тропических деревьев на стволах и ветвях. Далее они растут до почвы. У ее поверхности они сильно ветвятся и как бы подпирают растение. Пример растения с корнями-подпорками - это баньян.
Воздушные корни
Воздушные корни характерны для орхидей, которые растут на вервях тропических деревьев. Здесь корни орхидей просто свисают вниз. В тропических лесах очень влажно, так что воду можно впитывать прямо из воздуха.
Корни-присоски
Корни-присоски также можно наблюдать у омелы, погремка, ивана-да-марьи. Они всасывают только воду и минеральные вещества.
Основные функции корня - закрепление растения в почве, всасывание из почвы растворов минеральных веществ, транспорт минеральных веществ в надземные органы.
У некоторых растений корень может выполнять и дополнительные функции. При этом он приобретает определенные особенности строения. Под влиянием внешних условий среды корневые системы видоизменяются и образуются видоизменения корней.
Видоизменения корней
Корнеплоды - мощные сочные подземные органы некоторых растений. Они образуются в результате накапливания и откладывания в запас различных органических веществ в главном корне, отчего корень утолщается и видоизменяется.
Корнеплоды развиваются у многих двулетних (морковь, петрушка, свекла) и некоторых многолетних (хрен) растений. На протяжении первого года жизни у этих растений над почвой формируются только листья, расположенные на укороченном стебле. Образованные в них органические соединения постепенно накапливаются в главном корне, который при этом утолщается и превращается в корнеплод.
Зимой листья отмирают, а корнеплоды зимуют в почве. На второй год за счет запасенных питательных веществ у растений формируются цветки и плоды. К корнеплодным относятся: морковь, свекла, редька, редис, брюква, сельдерей и другие.
Ряд корнеплодов человек использует в пищу, например: морковь, свеклу, репу, редис, пастернак, петрушку, хрен. На корм домашним животным идут следующие корнеплоды: кормовая свекла, репа, турнепс. Как сырье для пищевой промышленности: сахарная свекла.
Воздушные корни : выполняют дыхательные функции у растений, произрастающих на суглинистых и болотистых почвах. Развиваются из стеблей. У растений, не имеющих листьев, воздушные корни осуществляют фотосинтез. Например, мангровое дерево, плющ, монстера, кипарис, орхидея и другие.
Корневые клубни : растения откладывают питательные вещества в запас в корнях (как главный корень, так и боковые корни), которые утолщаются и превращаются в сочные клубневые корни. Клубневые клубни образуются из разросшихся боковых и придаточных корней. Используются для перезимовки, а также для бесполого, вегетативного размножения у многолетних растений. Например, георгин, батат, эремурус.
Корни с клубеньками: это видоизмененные боковые корни, в которых поселяются азотофиксирующие бактерии. После вегетационного периода растения отмирают, почва обогащается азотом. К этим растениям относят: люпин, сою, горох, чечевицу и т. д.
Ходульные корни : образуются у деревьев, произрастающих на приливно-отливной зоне тропических морей (мангра). Укрепляют растения в зыбком грунте.
Втягивающие (контрактильные) корни: у луковичных растений служат для погружения луковицы в почву. Например, гиацинты, крокусы.
Микориза: симбиоз корней высших растений с почвенными грибами. Например, подберезовик, подосиновик, белый гриб живут в симбиозе с корнями деревьев.